
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Суббота накануне масленой недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день было принято поминать умерших родителей. Утром и вечером, садясь за стол, непременно приглашали умерших родственников разделить семейную трапезу, оставляли для них на всю ночь накрытыми столы.
Праздновать Масленицу — едва ли не самое веселое время в году. Начинали с понедельника, и каждый день имел собственное название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница — «тещины посиделки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «проводы», «прощеный день».
Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.
Последние два дня праздника были наполнены всеобщим весельем. На льду озер и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьез, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.
В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» — старые, отслужившие свое Обереги или просто старое тряпье с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра все плохое и отжившее.
Масленица уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
По своему обычаю, церковь "назначила" на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Этнограф 19 века И. М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю.
Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". А само название "Масленица" возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.
Масленица — это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.
Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).
Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», « объедуха», «ясочка».
Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощености, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:
Понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».
Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».
Понедельник — встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.
Вторник — заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор.
Среда — лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг — разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой — снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.
Пятница — тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота — золовкины посиделки
Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.
Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день.
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Масленица - история праздника
Возникновение Масленицы
По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».
Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.
А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года — зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.
Традиции празднования
Масленица по народным поверьям — самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.
В некоторых местах России, например о подобающей людям встрече и нужном проведении Масленицы заботились заранее еще с субботы предшествующей недели, в которую начинали праздновать «малую Масленку». Это происходило следующим образом: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: «Нет», того били этими лаптями.
В воскресенье перед Масленицей по традиции тех времен наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Т. к. в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, поэтому называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».
Понедельник — это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.
Вторник — это «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами.
Среда — это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!" На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.
Четверг — это день «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в четверг — оборона или взятие снежного городка.
Пятница — это «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины», а теща, конечно же, зятя привечает, и угощает блинами.
Суббота — всем известные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.
Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.
Таким образом, и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу по преданию высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Вся крещеная Русь в это время с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить
Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник различные обрядовые и не обрядовые действия, а также традиционные и религиозные игры и многочисленные затеи и забавы обязанности и поступки заполняли все дни этого праздника. Сил, энергии и задора, как ни странно хватало на все, благодаря тому, что вокруг и повсюду царила атмосфера раскрепощености и веселья. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены были действия, а также определенные правила его поведения и пр.:
Понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».
Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».
Блины
Блины — это блюдо в первую очередь, обрядовое использование его известно еще у восточных славян, и главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша или зерно. Основная символика блинов на самом деле все же связана с представлением о смерти и потустороннем мире. Блины в давние времена посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, которые являющиеся «извне». Это могут быть нищие, странники, а также колядники, которым и раздают блины. Блины предназначаются также не только нищими умершим они предназначены суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в народных обрядах имеет горячий, первый блин и блин, который испечен последним, он, как правило, сухой и соленый.
Блины, блинчики, и все их производные о на Руси пекли весь год, но все же именно они стали основным угощением и символом праздника Масленицы. Скорее всего, потому, что круглый румяный блин очень похож на жаркое летнее солнце, которого все люди ждали зимой.
Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, непременно в них добавляли пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. В деревнях опару на блины ставили, как правило, в ночь на понедельник, чтобы с самого утра, к завтраку, на столе уже были свежие блины. Существовал на Руси также интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, посвящают Власию или умершим. Блин, выпеченный первым на масленой неделе, выкладывали для родителей на слуховое окно или божницу, крышу или могилу, или же давали нищим в память о предках могли также и сами съесть за упокой усопших. Если блин клали на слуховое окошко, то обязательно приговаривали следующие слова: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!" В городах в то время первый блин отдавался нищему, для поминания всех усопших. Кроме того, в похоронах Масленицы блин дают в руки чучелу, которое является масленицей, и сжигают куклу вместе с блином.
Ели блины на масленицу с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Очень популярными в этот период были сдобные дрожжевые блины. Их очень часто продавали с лотков на каждом углу, а в трактирах и закусочных их подавали вместе со сметаной, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их такие блины чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых ресторанах в крупных городах России вместе с меню клали на столы, специально отпечатанные поздравления с масленицей, которые были часто написаны в стихах и украшены яркими рисунками.
Источник: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского "карнавал" означает "говядина, прощай!". А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась "Мясопустом", поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".
Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символа ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.
Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.
Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.
Ритуальное сжигание чучела Масленицы издревле тоже имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках. Ведь по представлению наших предков, взошедшие зерна являлись воскресшими покойниками.
В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.
Оформление помещения
- чучело Масленицы
- воздушные шарики
- солнышко и блины из ватмана
Главным элементом оформления помещения к празднику станет чучело Масленицы.
Чучело Масленицы
Нам понадобятся:
- две деревянные палки;
- гвоздь и молоток;
- толстая веревка;
- бумага;
- яркий платок;
- бусины.

Возьмите две деревянные палки разного размера и скрепите их между собой крест-накрест. Короткая часть палки будет руками, длинная - туловищем.
Обвяжите чучело веревкой. На голову чучела повяжите яркий платок, сделайте глаза, нос и рот из бусин или пуговиц.
Расположите чучело таким образом, чтобы входящие сразу заметили его. Сделайте арки из воздушных шаров, чтобы помещение приобрело праздничный вид.
На листах ватмана нарисуйте блины, пусть у них будут забавные мордашки, развесьте блины по комнате. Под потолком можно закрепить бумажное солнышко.
Прекрасным фоном для празднования может стать мультфильм "Масленица", персонажей которого можно нарисовать и повесить рисунки при входе.
Расскажите детям о традициях празднования Масленицы и об обряде сжигания чучела Масленицы (это делается для того, чтобы проводить зиму и дать дорогу весне).
Оформление стола
- скатерть теплых тонов
- желтые салфетки-солнышки
- детская пластмассовая посуда разных цветов
Оформляя стол, лучше взять скатерть теплых тонов, разложить круглые салфетки-солнышки (вырежьте их из бумаги, можно нарисовать солнышкам глаза и улыбку).
Чтобы почувствовать переход от зимы к весне, с ее яркими красками, воспользуйтесь разноцветной пластмассовой посудой, приборы тоже могут быть пластмассовыми.
Праздничное меню
- блины картофельные
- блины рисовые
- морковно-яблочные оладьи
Блины картофельные
Нам понадобится:
- картофель - 4 шт.;
- соль;
- 2 яйца;
- 1 луковица;
- мука;
- сыр.
Как готовить:
1. Картофель натрите на мелкой терке или измельчите в блендере.
2. Посолите получившуюся массу.
3. Разрежьте луковицу на 2 половинки, измельчите одну из них.
4. В картофельную смесь добавьте 2 яйца и мелко нарезанный лук.
5. Добавьте такое количество муки, чтобы тесто стало не гуще сметаны.
6. Прокалите сковороду, добавьте растительного масла и начинайте выпекать блины.
7. Когда блины уже готовы, мелко нарежьте вторую половину луковицы и обжарьте до золотистого цвета.
8. Натрите сыр на мелкой терке или измельчите в блендере.
9. Смешайте натертый сыр с поджаренным луком.
10. Получившуюся смесь намажьте тонким слоем на блины, а затем подайте на стол.
Блины рисовые
Нам понадобится:
- 1 стакан риса;
- 2,5 стакана молока;
- 1 стакан муки;
- 25 г дрожжей;
- 50 г сливочного масла;
- 2 яйца;
- соль.
Как готовить
1. Сварите рис в 2 стаканах молока, протрите его через сито.
2. В протертый рис добавьте 1 стакан муки.
З.В полученную смесь добавьте 0,5 стакана молока и 25 г дрожжей.
4. Поставьте тесто в теплое место.
5. Возьмите 50 г сливочного масла и разотрите его с 2 желтками.
6. Взбейте 2 белка, чтобы получилась пена.
7. В поднявшееся тесто положите белки и желтки с маслом, немного посолите и оставьте подниматься дальше.
8. Когда тесто поднимется снова, начинайте выпекать.
Морковно-яблочные оладьи
Нам понадобится:
- 200 г моркови;
- 1 яблоко;
- 1,5 столовой ложки кефира;
- 1 столовая ложка манной крупы;
- 2 чайные ложки сахара;
- 1 яйцо;
- 50 г чернослива;
- сода;
- уксус;
- соль.
Как готовить
1. Морковь натрите на мелкой терке или измельчите в блендере.
2. Взбейте яйца.
3. В измельченную морковь добавьте манную крупу, яйца, кефир.
4. Полученную смесь посолите, добавьте соду, гашеную в уксусе, перемешайте.
5. Оставьте смесь на полчаса.
6. Чернослив мелко нарежьте, яблоко натрите на крупной терке.
7. Добавьте чернослив и яблоки в тесто, тесто еще раз перемешайте.
8. Раскалите сковороду, налейте подсолнечное масло и начинайте выпекать оладьи.
К блинам можно подавать самые разнообразные начинки!
Игры на масленицу
Вам письмо
Особые условия
Кроме водящего выбирают одного игрока из гостей, который будет вести диалог.
Ход игры
Водящий начинает игру:
- Тук-тук, откройте!
- Что такое, кто там?
- Вам письмо!
- Откуда?
- Из N... (Называете любой город.)
- Что нового в городе? Как там живут?
- (Даете любой ответ, например: "Спят целыми днями".)
Остальные участники игры демонстрируют, что же делают жители города N.
Водящий смотрит, кто плохо изображает жителей N, и отбирает у него какую-нибудь вещь. Далее игра возобновляется, но водящий "стучится" в дверь уже к другому человеку. И снова дети показывают действия местных жителей и т. д.
Когда у водящего набирается 4-6 вещиц, он возвращает их хозяевам только после того, как те выполнят его задания (самые разнообразные, например, выйти на улицу и крикнуть: "Хочу мороженого!").
Когда все фанты возвращены, игра начинается снова, но с другим водящим.
Встреча Зимы и Весны
Подготовка
Для проведения игры нужно достаточно большое пространство. Подготовьте канат.
Особые условия
Дети делятся на две команды - Зиму и Весну.
Ход игры
Командам вручается канат, и они стараются перетянуть его на свою сторону.
Прощай, Масленица!
Подготовка
Вы заранее подготовили чучело, когда оформляли помещение. Расскажите ребятам, как именно прощаются с Масленицей.
Особые условия
Сжигать Масленицу должен взрослый!
Ход игры
Вместе с детьми выйдите на улицу, обязательно возьмите чучело Масленицы с собой. Предупредите собравшихся, что сейчас будете сжигать чучело, а пока оно будет гореть, надо попрощаться с чучелом, а значит, и с зимой.
Зажгите чучело и начните прощаться, крича:
"Прощай, Масленица!"
"Зиму провожаем, весну встречаем!"
Дети выкрикивают свои прощания. После этого все возвращаются в дом на чаепитие с блинами.
Автор: О.А. Жданкова
Свежие комментарии