Три человека, отправившись в долгое и изнурительное путешествие,
встретились на большой дороге и решили странствовать вместе. Они объединили
свои припасы и по-дружески делили невзгоды и удачи, лишения и радости пути.
Но вот наступил день, когда от всей их провизии остался кусок хлеба и
глоток воды во фляге. Между путниками разгорелся спор, кому из них должны
достаться хлеб и вода. Так как никто не желал уступить другим свою долю, они
решили разделить все поровну, но это не удалось.
Так они спорили, пока не стало смеркаться, и тогда один из них
предложил: "Давайте все ляжем спать и кому из нас приснится ночью самый
чудесный сон, тому и быть судьей над нами". Его товарищи согласились с ним,
улеглись, и тут же и заснули.
Наутро, с восходом солнца, они проснулись.
Первый стал рассказывать:
-- Приснилось мне, что я был перенесен в столь совершенный мир, что
описать его великолепие бессилен язык; меня словно объял безмятежный покой.
Там я встретил мудреца, который сказал мне: "Эта еда должна достаться тебе,
ибо твоя прошлая и будущая жизни полны подвигов, достойных восхищения".
-- Как странно, -- сказал другой путник, -- ведь когда я заснул, то я в
самом деле увидел свое прошлое и будущее. В будущем я встретил ученого
человека, который сказал: "Ты заслу-живаешь этот хлеб, ибо терпеливее своих
товарищей и умнее их. Согласно твоему предначертанию ты будешь обучен и
поведешь за собой людей".
Третий путешественник сказал:
-- Во сне я ничего не видел, ничего не слышал, ни с кем не
разговаривал. Но какая-то непреодолимая сила заставила меня подняться,
отыскать хлеб и воду и разом проглотить все это, что я тут же и сделал.
Это одна из многих притч, приписываемых шаху Мухаммаду Гватху Шатари.
Он написал знаменитый трактат "Пять жемчужин", в котором способ достижения
человеком более высоких состояний описан в терминах магии и колдовства, в
соответствии с древними моделями. Шатари был мастером, посвящающим своих
учеников не менее, чем в четырнадцать орденов, и пользовался огромным
уважением индийского императора Хамуюна.
Несмотря на то, что многие провозглашали его святым, духовенство
рассматривало некоторые его работы, как противоречащие святому писанию, и
добивалось его казни. В конце концов с него было снято обвинение в ереси на
том основании, что к высказываниям, сделанным в особом состоянии, не могут
быть применены обычные схоластические категории.
Фабула этого рассказа использована в монашеских христианских сказка
средних веков.
Свежие комментарии