На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КУ АРТ

2 900 подписчиков

Четыре состояния сознания

 

 

Добрый день, уважаемые читатели. Насколько символ Ом запределен и далёк от логического понимания, настолько далеки четыре состояния сознания от ясной концепции в западном уме. На данную тему можно говорить бесконечно, поэтому обсудим кратко данный вопрос.Ом

Четыре состояния сознания — основные понятия

В современном западном мире становится модным заучивать санскритские понятия и затем щеголять в спорах. Но у нас нет цели пускать пыль в глаза, а лишь желание приблизиться к логике восточного менталитета. Поэтому, для более тонкого понимания будем стремиться говорить о йоге знакомыми словами, ссылаясь на оригиналы в необходимом минимуме.

 

Сознание графически выражает знак Ом. Состояние бодрствования, сон со сновидениями и сон без сновидений соединяются в точке, символизирующей прыжок за пределы форм или четвёртое состояние сознания. Майа (Шакти) скрывает бинду (Шиву), выполняющего функцию создания и растворения. Таким образом знак Ом представляет собой графическое изображение карты состояний сознания.

Важно понимать, что четыре состояния сознания: бодрствование, сон без сновидений, сон со сновидениями и турия — относятся именно к сознанию, а не уму. Они не являются последовательностью действий или состояний от низших к высшим. Они существуют одновременно, но в разных плоскостях реальности.

Джаграт — состояние бодрствования

У многих неофитов и даже адептов йоги часто складывается неверное понимание состояний сознания. На вопрос, что такое джаграт, в лучшем случае они ответят, что это восприятие проявленного мира, что в корне не верно.

Бодрствование – это продолжительное образное состояние сознания.

Поскольку для среднего человека пребывание в проявленном (физическом) мире является продолжительным, то состояние сознания в проявленном мире есть бодрствование. С другой стороны, бодрствование есть процесс вовлечения сознания в видимость реальности, то есть сознание является деятелем в отношении иллюзорного знания, например, оно вовлечено в принятие верёвки за змею.

Из вышесказанного напрашивается интересный вывод, что бодрствование является одним из видов сна. Посмотрите, какими иллюзорными вещами увлечены «типа бодрствующие» сознания.

Свапна — сон со сновидениями

Сон со сновидениями – это прерывистое образное состояние сознания.

Проведём ментальный эксперимент. Сравним среднего человека, пребывающего большую часть жизни в бодрствовании и адепта йоги, пребывающего в бодрствовании пару часов в сутки. По вашему, для кого из них проявленный мир бодрствование, а для кого сон?

Свапна это объективная дверь в Атман — внутреннюю вселенную. Хотя с абсолютной точке зрения Атман не отделим от Брахмана, точнее такое деление существует, но оно иллюзорно.

Свапна это пространство для объективной реальности сознания, достигшего пратьяхары — отвлечения чувств от объектов. В таком состоянии сознание нельзя назвать спящим, поскольку оно сконцентрировано на пратьяе (ментальном образе), присутствующей в уме.

Сушупти — сон без сновидений

Сон без сновидений – это состояние сознания без образов.

В отличие от состояний бодрствования и сна со сновидениями, в сушупти отсутствует объективность, то есть нет пратьяи.

В этом состоянии всё же присутствует сознание, ведь  когда мы просыпаемся после сна без сновидений, то осознаём непрерывность сознания и даже можем приблизительно сказать, сколько времени провели во сне.  Поскольку во сне без сновидений отсутствует объективность, для ума неприемлем факт присутствия сознания в сушупти.

Важно понимать, что сравнение сушупти со сном без сновидений является логически приближённым, то есть не отражает сущность. Поэтому некоторые концепции Санатана Дхармы западный ум вынужден принимать на веру, поскольку отсутствуют научные доказательства стороннего опыта и опыт должен переживаться непосредственно.

Состояние сушупти характеризуется двумя условиями: отсутствием пратьяи и наличием сознания. На первый взгляд они кажутся несовместимыми, так как в состоянии бодрствования средний человек не имеет опыта одновременного выполнения вышеуказанных условий.

С исчезновением ментальных образов и прекращением ментальных модификаций (chitta-vritti nirodha по Махариши Патанджали) ум перестаёт функционировать (ряд текстов говорит об его исчезновении), поскольку в нём отпадает необходимость. Но возможна ли абсолютная остановка ума? Ум полон самскар (впечатлений), из-за которых он не может стать неподвижным даже в глубоком сне. По мере углубления сушупти самскары становятся настолько тонкими, что в сознании могут возникнуть проблески реальности, которые иногда ошибочно принимаются за знаки окончательного самопостижения.

Закрепим пройденный материал по трём состояниям сознания. Являются ли утверждения ниже верными:

  1. Джаграт — это продолжительный контакт с «объектами» на определённом плане бытия, который не обязательно является проявленным.
  2. Свапна — это прерывистое состояние сознания, при котором в уме находится пратьяя. Свапна более тонкое состояние, поэтому грубые самскары действуют на ум более инерционным способом в отличие от бодрствования.
  3. Сушупти — это опустошение ума от пратьяи и недопущение его функционирования со стороны сознания.
  4. Джаграт удовлетворяет грубые желания, свапна тонкие, сушупти хранит семена желаний.

Турия — четвёртое состояние

Турия (чатурия) в переводе с санскрита означает «четвёртый» и употребляется для обозначения состояния Брахмана. Четвёртое состояние относится к трём предыдущим и является их кульминацией в самадхи (состоянии отсутствия собственной индивидуальности).

Йога Васиштха о турии:

Состояние, в котором ум свободен от движения мысли и в котором существует только ощущение мира, известно как состояние «глубокого сна в пробуждении». Находящийся в нём живет непроизвольной жизнью, освобождённый от любого типа умственных отвлечений и расстройств, не озабоченный короткой или долгой жизнью. Когда состояние «глубокого сна в пробуждении» полностью созревает, оно известно как турия или четвёртое состояние. Утвердившись в нём, мудрец воспринимает вселенную как огромную игровую площадку и жизнь – как космический танец. Совершенно свободный от страданий и страха и от заблуждений кажущегося мира, утвердившийся в состоянии турии не совершает более ошибок. Он всегда погружён в блаженство.

Предыдущие состояния сознания характеризуются наличием самскар, которые мешают осознать реальность. В первом состоянии существует грубая реальность, во втором тонкая, третье состояние хранит обе в свёрнутом виде. В четвёртом состоянии нет семян для реальности, поэтому нет покрова Майи. В турии происходит соприкосновение с бинду, то есть со всеми уровнями реальности.

Все сущее находится в Брахмане, как невырезанные статуи находятся в граните. Познание Брахмана происходит в бинду и путь лежит через отказ от желаний.

Когда сознание, погружённое в сон Майи, пробуждается, тогда оно осознаёт нерождённую, неподверженную всем видам сна недвойственность (Адвайту).

Майа

Переходим к более сложной теме, которую рассмотрим с позиции Адвайты.

Почему мир, видимый во сне, воспринимается нереальным, а объекты, наблюдаемые в состоянии бодрствования, кажутся реальными? Ответ прост с позиции логики — иллюзия бодрствования более длительна и привычна.

Майя не является чем-то реальным, не имеет начала и конца, но в тоже время она не является ничем, как образы актёров, наблюдаемые на экране.

Майа станет ничем только если все объекты материального мира воспринимаются как нереальные.

Майа разворачивается от бинду в сознание, далее в пространство, воздух, огонь, воду и землю. Ум склонен считать грубые объекты в состоянии бодрствования реальными, а тонкие в состоянии сна со сновидениями нереальными. Это следствие авидьи (заблуждения). Бодрствование от сна отличается лишь длительностью, но объекты и делатель присутствуют в обоих случаях. С другой стороны, то что не существует до и после, не существует и посередине — основной постулат Адвайты, указывающий на нереальность проявленного мира. По мере того, как сознание освобождается от желаний, связанных с элементами, оно пробуждается и поднимается (условно) вверх вплоть до бинду, в котором понятия «реальность» и «иллюзия» исчезают.

Йога Васиштха говорит об Майе:

То, что кажется существующим – фокус Майи, которая создаёт деление в сознании на субъект и объект. Это также реально, как город, видимый во сне. Он не реальный и не нереальный, просто это – долгоиграющая иллюзия. Только признание деления создаёт разнообразие, от создателя Брахмы до самого мелкого насекомого. Как единственное семечко содержит в себе разнообразные характеристики дерева, так и всё это внешнее разнообразие содержится всегда в сознании как сознание.

Заключение

Объекты проявленного мира подвержены рождению и смерти. Является ли это основанием утверждать, что они не реальны? И мало ли уму того факта, что объекты состояния бодрствования бесполезны во сне и наоборот?

Вадим

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх