"Кровь есть совсем особый сок"
(Фауст, Акт I, Сцена 4)
Каждый из вас без сомнения осознает, что титул этой лекции взят из Фауста Гете. Вы все знаете, что в этой поэме нам показывается, как Фауст, представитель высшего человеческого усилия, вступает в сделку со злыми силами, кторые со своей стороны представлены в поэме Мефистофелем, эмиссаром ада.
Мы рассмотрим ее не с физиологической и не с чисто научной точки зрения, но скорее с точки зрения Духовной концепции Вселенной. Мы лучше всего приблизимся к нашему предмету если сначала мы поймем значение древнего принципа, который интимно связан с цивилизацией древнего Египта, где процветала жреческая мудрость Гермеса. Это есть аксиома, которая формирует фундаментальный принцип всей Духовной науки и которая стала известной как Герметическая аксиома; она гласит, "Как вверху, так внизу".
Вы обнаружите, что существует много диллетантских интерпретаций этого утверждения; объяснение, однако, которое должно занимать нас сегодня есть следующее: -- Это ясно для Духовной науки, что мир, к которому человек имеет в основном доступ посредством его пяти чувств не представляет весь Мир, что он фактически есть только выражение более глубокого мира, сокрытого за ним, а именно, Духовного мира. Теперь, этот Духовный мир называется -- согласно Герметической аксиоме -- высшим миром, миром "вверху"; и мир чувств, который разыгрывается вокруг нас, существование которого мы знаем через посредство наших чувств, и который мы способны изучать посредством нашего интеллекта, есть низший, мир "внизу", и есть выражение того высшего и Духовного мира. Таким образом оккультист, глядя на этот мир чувств, видит в нем ничто окончательное, но скорее некий вид физиогномии (physiognomy), которую он распознает как выражение мира Души и Духа; так же, как когда вы глядите на человеческий облик, вы должны не останавливаться на форме лица и жестах, обращая внимание только на них, но должны перейти по ходу дела от физиогномии и жестов к Духовному элементу, который выражается в них. То, что каждая личность делает инстиктивно когда противостоит существу, обладающему Душой есть то, что оккультист или Духовный исследователь делает в отношении целого Мира; "Как вверху, так внизу" было бы, примененным к человеку, объяснено так: "Каждый импульс оживляющий его Душу выражается в его лице".
Рудольф Штайнер
Свежие комментарии