Рассказы о чудесном
В: Являются ли 'чудесные' рассказы о деяниях суфиев верными буквально, или они придуманы для иллюстрации структур, эквивалентных тому, что может случиться в жизни, или предназначены делать людей доверчивыми, или чтобы научить 'мыслить по-новому'?
О: Ответ - такой же, как и ответ на вопрос типа: "Является ли морковь желтой, или она предназначена для того, чтобы давать питание, или чтобы размножаться, или чтобы сочинять о ней рассказы?
Вы можете использовать сказки дервишей, чтобы поражать людей, если они хотят быть пораженными, или если получаете что-либо от этого обмана, и многие люди действительно так и делают.
Кроме того, слушатели могут неправильно их использовать, если упорствуют в том, чтобы они их впечатляли, или в циничном к ним отношении. К тому же они почти всегда содержат в себе структуры и непосредственные значения, которые могут быть аналогиями; и они могут снова и снова повторяться в действительных событиях, и, когда они циклически повторяются, это делает их верными буквально.
В: Нельзя ли привести пример рассказа, который вы можете вспомнить не только как традиционный и представляющий образец, но и как действительно происшедший?
КОРОЛЬ И ДРОВОСЕК
О: Вот один, хорошо известный среди афганцев и приписываемый в наши дни Ахмаду Шаху, первому королю современного Афганистана.
Ахмад Шах был королем, получившим венец из рук некоего всеми уважаемого дервиша. С того времени он часто надевал мантию дервиша и странствовал среди своих подданных, стремясь улучшить свое правление.
Однажды, переодетый, он посетил дровосека, жившего в лесной хижине. "Что бы ты делал, если бы не смог продавать свои дрова?" - спросил он. "Уважаемый дервиш, - сказал дровосек. - Я уповал бы на Бога и что-нибудь нашел бы".
На следующий день король объявил, что ни один дровосек не будет допущен в город, и спустя день или два снова посетил, переодетый, этого человека.
"Как ты живешь теперь, когда король стал так странно относиться к дровосекам?" - спросил он.
"Что ж, теперь я делаю кожаные ремни и продаю их в лавки, Уповаю на Бога, и на еду мне хватает".
Король покинул его и спустя некоторое время издал указ, запрещающий продавать в лавках изделия из кожи.
Когда Ахмад Шах снова посетил своего бедного дровосека-изготовителя кожаных ремней, он сказал: "Как идут твои дела теперь, когда Судьба, кажется, преследует тебя и оборвала твою новую карьеру?"
"Господин, - сказал тот. - Уповаю на Бога и работаю носильщиком на базаре. Все хорошо, и на еду мне хватает".
Тогда, по приказу Ахмада Шаха, все базарные носильщики были призваны в Дворцовую Гвардию, без какой-либо платы и даже без места для ночлега.
Той же ночью король в дервишском плаще пошел навестить своего друга и обнаружил его в хижине, что-то кушающего и стругающего дерево.
"Что ты делаешь?" - спросил король. "Меня забрали в королевскую гвардию, но без пиши и ночлега, - сказал человек, - поэтому я заложил меч, который мне вручили, купил еды, и вот делаю поддельный меч, пока мое будущее не прояснится".
Король вернулся во дворец.
На следующее утро командир гвардии вызвал дровосека и приказал ему обезглавить узника. Они вместе отправились к месту казни, где, согласно обычаю, ожидал король. Дровосек не узнал короля в его короне и королевской мантии, но сказав: "Уповаю на Бога", вытащил свой деревянный меч в ожидании приказа ударить. Узник произнес: "Во имя Бога, пусть этот меч откажется рубить - ибо я невиновен". Дровосек уронил свой меч на землю. После расследования обвиняемый был, в конце концов, признан невиновным. Ахмад Шах был так изумлен, что сделал этого человека великим визирем.
С того времени Афганские короли всегда употребляли перса своим именем Аl Mutawakkit ala Allah' - тот, кто уповает на Бога.
Свежие комментарии