На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КУ АРТ

2 900 подписчиков

1000 притч 5

В турецкой бане

Насреддин решил искупаться в турецких банях. Так как он был одет в лохмотья, банщики дали ему старый таз и огрызок мыла.

Уходя, Насреддин вручил изумленным банщикам золотую монету. На следующий день великолепно одетый Насреддин снова появился в бане, где ему, разумеется, оказали самый лучший прием. После купания он дал банщикам самую мелкую монету и сказал:

– Это за прошлый раз, а золото вы получили за сегодня.

Бриллиантовое кольцо

Насреддин нашел на улице драгоценное кольцо. Ему захотелось оставить его себе. Но согласно закону тот, кто находит какой-нибудь предмет, должен пойти на базар и три раза прокричать об этом громким голосом.

В три часа утра мулла пришел на площадь и трижды крикнул:

– Я нашел драгоценное кольцо!

После этого на улицу стали выходить люди.

– Что все это значит, мулла? – спрашивали они.

– Законом установлено троекратное повторение, – ответил Насреддин, – и, как известно, я могу нарушить закон, если произнесу эти же слова в четвертый раз. Но знайте, что теперь я владелец бриллиантового кольца!

Мулла во фруктовой лавке

Мулла Насреддин впервые в жизни попал в большой город. Блуждая по улицам, он забрел на базар. Там он увидел человека, который сидел в своей лавке, но ничего не ел, хотя вокруг него стояли подносы с персиками, хурмой, миндалем и множеством сладостей.

– Наверное, этот человек слеп, – подумал мулла, – он не видит этих вкусных вещей.

Насреддин подошел к лавочнику, однако глаза его были открыты.

– Он слеп от рождения, – сделал вывод Ходжа и надавил пальцами в оба глаза торговца.

– Что ты делаешь, злой человек, ты едва не лишил меня зрения! – закричал тот.

– Разве ты видишь? – удивился мулла. – Так почему же тогда не ешь?

– Если я буду есть, то причиню себе вред, – ответил торговец.

Тогда Ходжа Насреддин схватил сразу два подноса с персиками и инжиром и начал жадно поедать фрукты.

– Что ты делаешь? – закричал лавочник.

– Тебе-то что? – спросил мулла. – Пусть вред будет мне.

Жха угрожает

Был у Жхи осел. Однажды его украли прямо с пастбища. Жха бросился на поиски, крича:

– О люди! Верните мне осла, или я поступлю, как мой отец!

Испугавшись, воры вернули осла, и один из них спросил Жху:

– А как поступил твой отец?

– Купил другого осла, – ответил Жха.

Как маленькая птичка перехитрила купца

У одного купца в клетке жила птичка. Вот однажды он собрался по своим делам в Индию, на родину этой птички, и спросил ее, что ей оттуда привезти. Птичка попросила отпустить ее на свободу, но купец отказался. Тогда она попросила его, когда он прибудет в Индию, пойти в джунгли и рассказать вольным птицам о том, что она в плену.

Купец выполнил ее просьбу. Но только он начал рассказывать о своей пленнице, как какая-то дикая птица, как две капли воды похожая на его птичку, упала на землю. Купец решил, что она родственница его любимицы, и весьма огорчился, считая себя виновником ее смерти.

Когда он возвратился домой, его птичка спросила, какие новости он ей привез.

– Боюсь, что мои новости опечалят тебя, – ответил купец, – одна из твоих родственниц свалилась к моим ногам и умерла, когда услышала о твоем плене.

Не успел купец произнести это, как его птичка, потеряв дыхание, свалилась на дно клетки и затихла.

«Известие о смерти родственницы убило ее», – подумал купец. Опечаленный, он достал птичку из клетки и положил ее на подоконник. Птичка тут же ожила и вылетела в открытое окно.

Она села на ветку дерева перед окном и закричала купцу:

– Теперь ты понял, что печальные новости, как ты их называл, были для меня доброй вестью. Мне было передано через тебя послание, как поступить, чтобы вырваться на волю. И птичка улетела, наконец-то освободившаяся от своего мучителя.

Честный дележ

Си Джеха и двое его друзей гнали с базара двух овец и одного барана. Придя домой, друзья спросили:

– Си Джеха, как мы поделимся?

– Вы, – ответил Си Джеха, – возьмете одну овцу, а я и баран – другую.

Сам себе сирота

Однажды, сев на осла, Жха отправился путешествовать. На равнине он увидел стоянку богатых кочевников. Приняли они его очень гостеприимно. Но прошло три дня, отпущенных по обычаю для исполнения долга гостеприимства, а Жха все не уходил.

По истечении недели шейх сказал грустным голосом:

– Мой бедный Жха, умерла твоя матушка. Иди и похорони ее.

Жха долго плакал и причитал. Но в конце концов успокоился и сказал:

– Теперь я сирота, оставьте меня у себя.

С тех пор Жха жил у кочевников.

Предприимчивый Жха

Когда Жха, шут султана, состарился, его перестали допускать к повелителю. А жил он очень бедно. И вот наступил день, когда у него совсем не осталось денег.

– Фатима! – объявил Жха своей жене. – Мы обнищали и скоро умрем от голода.

Старуха, не отвечая, расплакалась. После долгого раздумья старый Жха сказал:

– Попробуем-ка сыграть шутку с султаном. Может быть, она сойдет удачно.

– Что ты задумал?

– Широко распахни двери нашего дома. Мы оба ляжем на циновку и будем лежать неподвижно. Кто-нибудь тут же донесет султану, что Жха и его жена мертвы.

И впрямь нашлись люди, которые донесли султану, что Жха и его жена умерли. Султан вместе со своей свитой отправился к дому Жхи. Подойдя ближе, он сказал:

– Хотел бы я знать, кто из них опочил первым. Возле того я положил бы этот мешочек с золотом.

При этих словах Жха зашевелился и воскликнул:

– О повелитель! Да благословит тебя Аллах! Я умер первым.

Султан не смог удержаться от смеха. Он приказал отвести Жху и его жену во дворец. Их одарили одеждой и дали в придачу тысячу динаров.

Велик соблазн

Как-то раз в изнуряющий жаркий полдень Бухлух повстречал человека, несущего большую гроздь соблазнительно выглядевшего винограда.

«Небольшое количество лести стоит такого чуда», – подумал Бухлух и сказал:

– О великий шейх, дай мне немного от этой царственной грозди!

– Я не шейх, – сурово ответил человек, ибо он был дервишем, одним из тех странствующих созерцателей, которые не терпят фальши и избегают крайних форм выражения в речи.

«Вероятно, это человек еще большей значимости, и я выказал неуважение к нему», – подумал Бухлух, а вслух сказал:

– Валахадрата (ваше высочество)! – дай мне только одну виноградинку!

– Я не высочество! – опять рассердился дервиш.

– Ну ладно, не говори мне, кто ты такой, – осмелился вдруг Бухлух, – а то мы ненароком выясним, что этот виноград – тоже не виноград! Давай переменим тему, только угости меня тем, что ты держишь в своей руке.

Сметливый конюх

Один царь так любил своего коня, что как-то раз сказал:

– Я снесу голову тому, кто сообщит мне о его смерти.

Прошло время, конь умер. Никто не смел сообщить о случившемся царю. Один из конюхов все-таки решился и пал повелителю в ноги.

– Ваше величество, – начал он, – ваш конь… ваш любимый конь…

– Умер?!? – воскликнул царь.

– Это вы сами сказали, ваше высочество, я этого не говорил, – ответил сметливый конюх.

Осенний праздник

Однажды в осенний праздник светила особенно яркая луна, и на площади собралась огромная толпа горожан, любовавшихся ночным небом. Некий человек, держащий в руке шляпу, находился тут же; он громко жаловался своему спутнику на проделки Насреддина и при этом отчаянно жестикулировал. Эти неутешные жалобы услышал сам мулла Насреддин. Недолго думая, он тихо подкрался к тому человеку, осторожно выхватил у него из рук шляпу и, не убегая, спокойно надел ее себе на голову. Тот человек почему-то решил, что какой-то вор украл его шляпу, и стал громко звать на помощь и браниться. Тогда Насреддин окликнул его и спросил:

– Где же ты держал шляпу, которую у тебя украли?

– Вот здесь, она была у меня в руке, – ответил человек.

– Неудивительно поэтому, что ты ее потерял. Посмотри-ка на меня: я держу свою шляпу на голове, и уж у меня ее точно не украдут.

Кто съел мандарины?

Однажды в местной мечети собралось много богомольных женщин. Мулла Насреддин заключил с друзьями пари, что поцелует всех их. Недолго думая, он положил на алтарь несколько мандаринов и сказал монахам:

– Эти мандарины я поднес богам. Не позволяйте никому трогать их.

А сам спустя некоторое время потихоньку унес все эти мандарины. Потом он важно подошел к алтарю, демонстративно осмотрел его, сморщился от негодования и закричал:

– Кто украл мои мандарины и съел их? Они были поднесены богам! А ну, признавайтесь живо, кто взял мандарины?

Видя, что мандарины и в самом деле исчезли с алтаря, женщины в мечети стояли в крайнем смущении, не зная, что и сказать.

– Кто-то же украл их! – грозно продолжал Насреддин. – Если вы не признаетесь, я буду вынужден вас обыскать, а если и тогда мандарины не найдутся, я должен буду обнюхать ваши рты. Тогда и узнаю, кто съел мандарины!

Так мулла Насреддин и сделал – и выиграл пари!

Глава 12

Себе внимай

Однажды преподобный Антоний Великий вопросил: «Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?»

Ответ, который получил Антоний, был прост: «Антоний! Себе внимай!»

Искренность доходит до неба

Моисей, странствуя по пустыне, однажды услышал, как один пастух молился Богу.

– О Господи, – говорил пастух, – как бы мне сойтись с тобой и сделаться твоим рабом! С какой бы радостью я обувал тебя, мыл бы ноги твои и целовал их. Как бы стирал тебе одежду, убирал бы твое жилище и приносил бы тебе молоко от моего стада!

Услышав такие слова, Моисей рассердился на пастуха и сказал:

– Ты богохульник! У Бога нет тела, ему не нужно ни одежды, ни жилища, ни прислуги. Ты дурно говоришь!

Опечалился пастух. Не мог он представить себе Бога без тела и телесных нужд. Перестал молиться и пришел в отчаяние. Тогда Бог призвал Моисея и сказал ему:

– Зачем ты отогнал от Меня верного раба Моего? У всякого человека свои мысли и свои речи. Что для одного нехорошо, для другого – хорошо. Что для тебя яд, для другого – нектар медовый. Слова ничего не значат. Я смотрю на сердце того, кто ко мне обращается.

Небесполезный совет

Однажды один дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морское путешествие. Увидев его на борту корабля, другие пассажиры, как водится в таких случаях, стали подходить к нему за напутствиями. Всем им он говорил одно и то же: «Помни о смерти, пока не узнаешь, что такое смерть».

Почти никто из путешественников не обратил внимания на этот совет.

Вскоре разыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и все пассажиры упали на колени, умоляя Бога спасти корабль. Они в ужасе стонали, считая себя погибшими, и в исступлении ожидали помощи свыше.

Все это время дервиш сидел спокойно, задумчиво, совсем не реагируя на движение и на происходящее вокруг.

Наконец, волны утихли, море и небо успокоились. Придя в себя, пассажиры осознали, как безмятежен был дервиш среди всеобщего ужаса. «Разве вы не осознали во время шторма, что только одни доски отделяли вас от смерти?» – спросил один из них.

«О да, конечно, – ответил дервиш, – я знал, что на море всегда так, но еще на суше я часто размышлял над тем, что в обычной жизни, среди самых повседневных событий, нечто еще менее прочное отделяет нас от смерти».

Хорошие слова

Прогуливался как-то Бухлух по улицам города и тосковал: очень ему хотелось встретить мудрого человека.

Остановил он прохожего и спрашивает:

– Скажи мне, если ты найдешь кошелек с золотыми, вернешь ли ты его хозяину?

– Если бы я знал, кто хозяин, то вернул бы кошелек, не колеблясь ни минуты, – ответил прохожий.

– Ты дурак, – заключил Бухлух и, разочарованный, пошел дальше.

Остановил он еще одного прохожего и задал ему тот же вопрос.

– Я не такой дурак, чтобы отдавать кошелек с деньгами, который я нашел, – ответил тот.

– Ты нехороший! – сказал Бухлух и еще больше затосковал.

Через некоторое время он спросил о том же у третьего прохожего. Тот, немного подумав, ответил:

– Откуда мне знать, каким я буду, когда найду кошелек, и смогу ли оградить себя от злой воли? Может быть, она возобладает надо мной, и я присвою себе то, что принадлежит другому. Но может быть, Бог – Он благословен! – поможет мне справиться, и я верну то, что нашел, законному владельцу.

– Это хорошие слова! – воскликнул счастливый Бухлух. – Наконец-то я встретил мудрого человека!

Достойный ответ

Раман Благочестивый был приглашен во дворец к махараджи, известному в Индии своей алчностью и тщеславием. Войдя в зал правителя, он откланялся сначала священнослужителям, а уж затем самому махараджи.

– Как ты смеешь так поступать, – возмутился император, – первые почести должны принадлежать мне!

– Человек, прежде чем умыть лицо, моет свои руки, но это не значит, что руки важнее головы, – возразил Раман.

Кто такой Бог?

Некто спросил уважаемого старца:

– Кто такой Бог?

– А ты кто такой? – последовал ответ.

Подслушанный разговор

Когда Бандзай шел по рынку, он услышал разговор между покупателем и мясником.

– Дай мне самый лучший кусок мяса, – сказал покупатель.

– Все, что есть у меня в лавке, – лучшее, – ответил мясник.

При этих словах Бандзан обрел прозрение.

Нет цветов – радуйся бутонам

На севере китайской провинции Лу-шань жила в лесу девушка-отшельница. Говорили, что здесь обитали все ее предки, вот и Э-линь, оставшись одна, не пожелала пойти в людям.

Ходили слухи, что она умеет заговаривать саму молнию, что она понимает язык зверей и птиц, что даже уссурийские тигры прислуживают ей. Но мало кто видел саму Э-линь; ее хижина находилась в неприступных местах, а сама она очень редко появлялась на людях. Однако было известно, что отшельница посещает самих Великих Учителей, что кто-то из них даже бывает и у нее.

И вот как-то через лес, где жила Э-линь, пробирались странствующие монахи. Они держали путь в один из дзенских монастырей. Была осень, небо попеременно менялось, как вдруг все заволокло мглою, подул резкий северный ветер, и хлынул ливень. В это время монахи проходили мимо хижины отшельницы (они были наслышаны о лесной жительнице). Попросившись у Э-линь переждать непогоду, они расположились вокруг очага и стали молиться. Долго они шептали какие-то заклинания, а дождь все лил и лил.

Наконец один из монахов обратился к девушке:

– Э-линь! Мы знаем, что ты умеешь заговаривать непогоду, что в твоей власти останавливать ветра и вызывать солнце. Окажи нам эту услугу. Наши молитвы не доходят до неба, а мы очень торопимся.

– Нет, нельзя тревожить духов стихий без особой надобности, – ответила Э-линь.

– Да ты, может, ничего и не умеешь? – спросил другой монах. – И слава о тебе ходит ложная?

– Это все равно, – сказала девушка. – Не мое дело заботиться о славе.

– Но что же нам делать? Мы теряем столько времени! – волновались монахи.

– Моя бабушка говорила: есть цветы – радуйся цветам, нет цветов – радуйся бутонам. Все хорошо, если умеешь сохранять спокойствие.

– Как же можно радоваться бутонам, когда мы знаем, что ты можешь их раскрыть! – досадовали монахи.

– Нет, – ответила Э-линь, – насильно раскрытый цветок не будет иметь запаха. Насильно вызванное солнце вас сожжет. Вы не знаете законов природы, а просите о чуде. Тогда как настоящее чудо – в самих законах! Узнайте их и обретете волю.

Хризантемы цвета спелой ржи

Как-то мимо хижины Э-линь проходил один странствующий монах. Он много слышал об отшельнице, и вот теперь не мог побороть соблазна проэкзаменовать ее. Дело в том, что сам он был чрезвычайно образованным человеком и лишний раз продемонстрировать это считал своим долгом.

Зайдя в хижину Э-линь, монах застал девушку за работой. Тихо напевая, она готовила какое-то зелье из трав.

– Принимай гостя, Э-линь! – торжественно провозгласил монах. – Я был бы не против отведать твоих яств!

– Вода в кувшине, лепешки в глиняном горшке, – ответила девушка и не стала прерывать свою работу.

– Да я смотрю, ты невоспитана! – возмутился монах таким негостеприимством. – Видно, лесное обитание не располагает к душевной тонкости. Не одичаешь ли ты совсем в этой глуши?

– А не скажешь ли, какие цветы растут по левую сторону дорожки, ведущей сюда? – спросила девушка, решив отложить свою работу.

– Я не обратил внимания, – немного смутился монах. – И вообще я не видел никаких цветов.

– Ты проходил мимо и не увидел! Как же ты можешь утверждать, что видишь меня?

– Но можно ли заметить все, что вокруг? К тому же меня не интересуют такие мелочи, как какие-то цветы. Я занимаюсь поисками глубины!

– И ты никогда не думал о том, что глубокое начинается с мелкого, а далекое – с близкого? А вот если б ты зашел и поприветствовал меня так: «О, Э-линь, хризантемы у твоей дорожки цвета спелой ржи: воистину, цветы – лучшая фантазия дождя и солнца!» Если б ты поприветствовал меня так, то нашел бы и меня совсем другой.

Монах вышел от отшельницы разочарованным. Он не любил чувствовать себя пристыженным.

Солнце в капле росы

Однажды к мастеру дзен Банкэю пришел один странствующий монах по имени Кагэки.

– Не знаю, что случилось со мной, учитель, – сказал монах, – но я разочаровался в своих странствиях. Долгие переходы и красивые земли перестали меня вдохновлять, и я уже не вижу смысла в бродяжничестве. Но и оседлый образ жизни меня по-прежнему отталкивает. Что мне делать?

– Для начала приходи ко мне завтра на чай, – сказал Банкэй.

– Но я болен, учитель, я не в состоянии ничего есть и пить! Еще один день, и я умру от тоски и отчаяния.

– У меня целебный чай, – сказал Банкэй и попрощался с монахом.

Зная об утомительной чайной церемонии, которая является в японских монастырях священной и которая иногда длится целый день, Кагэки явился на утро к Банкэю совершенно раздраженным.

– Солнце сегодня, как разгоряченный колокол, и небо цвета индиго – можно думать о прекрасном! – поприветствовал Банкэй своего гостя и пригласил в дом.

Он усадил Кагэки за стол и протянул ему пустую чашку. Монах в недоумении посмотрел на Банкэя:

– Но что это значит, учитель?

– Ты должен научиться пить из пустой чашки, – ответил мастер.

– Но я не понимаю, – все так же недоумевал монах.

– Учись видеть смысл там, где другие ничего не видят, и ценить то, что для других просто не существует, – и ты избавишься от своего недуга. Тогда и в капле росы увидишь солнце.

Пролог на небесах

Однажды три великих ученых были допущены на встречу с Богом.

Первый из них спросил:

– Воскреснут ли из праха все мои родственники и коллеги?

– Да, но не при твоей жизни, – ответил Бог.

– Будет ли на земле великий потоп? – спросил второй ученый.

– Да, но не при твоей жизни, – ответил Всемогущий.

– Правда ли, – спросил третий, – что все люди в будущем будут одинаково равными и богатыми?

– Да, – ответил Господь, – но не при моей жизни!

Ствол сосны гладок

Пришел как-то к Банкэю, мастеру дзен, странствующий монах и говорит:

– Разреши мои сомнения, о учитель! Вот уже тринадцать лет, как я один скитаюсь по свету в поисках знания. Могу ли я надеяться на овладение тайнами жизни?

– Пойдем со мной, – сказал учитель и отправился в лес. Зайдя в рощу, Банкэй указал монаху на два дерева, что росли рядом – сосну и дуб.

– Посмотри внимательно на эти деревья. Чем они отличаются? – спросил Банкэй.

– Ствол сосны гладок, как ладонь, и крону свою она держит высоко, как прическу, – отвечал монах. – А дуб раскидист и ветвист.

– А теперь скажи, на какое из этих деревьев было бы легче взобраться?

– Конечно, на дуб, – не сомневаясь, ответил монах.

– Вот так и в жизни, сын мой, – задумчиво начал мастер. – В одиночестве человек будет взбираться к высотам знания, как по сосне, тогда как соприкосновение с разными людьми позволит ему устремиться вверх более легко и гибко.

Пьяный самурай

Мусо, просветленный учитель, покинул столицу в компании своего ученика, направившись в отдаленную провинцию.

Когда они достигли реки Тепрю, пришлось ждать несколько часов, чтобы попасть на лодку, перевозившую людей на другой берег. Когда все было готово к отплытию, в лодку запрыгнул пьяный самурай, едва не перевернув хрупкое суденышко. Во время пути по реке он дико раскачивал лодку, и старый лодочник сказал самураю:

– Пожалуйста, сидите спокойно.

– Мы здесь, как сардины, – грубо ответил самурай.

Затем, показывая на Мусо, он сказал:

– А почему бы нам не выкинуть священника?

– Будь терпелив, – сказал Мусо, – берег уже близко.

– Что? – вскричал самурай, – я утоплю тебя, если ты сам не выпрыгнешь из этой посудины!

Спокойствие Мусо так разъярило самурая, что он разбил учителю голову тяжелым веером. Ученик встал со своего места, готовясь бросить вызов самураю, чтобы защитить своего учителя. Однако Мусо сказал с улыбкой:

– Зачем поднимать столько шума? Терпение – это больше, чем просто слово.

Затем он произнес следующие вака:

– Ударивший и принявший удар были игроками в игре, эфемерной, как сон.

Посмотри на мир в лучах восхода

Жил-был очень богатый купец. Он всю жизнь торговал дорогими тканями. Объездил многие страны, был удачлив в делах, получая большие доходы. В этом заключался его единственный интерес в жизни.

Однажды он прослышал, что в городе появился загадочный мудрец, который не отказывал никому в совете.

– Может, мудрый человек подскажет мне, как еще больше приумножить мои богатства, – подумал купец и отправился к мудрецу.

– Отправляйся на восток, – сказал мудрый человек, – там найдешь голубую вершину. Внимательно встречай три восхода, тогда увидишь, что тебе надо.

Три дня просидел купец на высокой горе, но ничего не увидел интересного.

– Я не повстречал ничего такого, чего бы не видел прежде, – сказал купец мудрому человеку. Что же помешало мне заметить сокровища?

– Твои представления о богатстве, – ответил мудрец. – В лучах восхода весь берег реки переливался алмазами, но ты упустил их.

Воздушный змей

Великий полководец Искандер дошел до пределов Индии. Поблизости жил великий мудрец Даднам, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Искандер незамедлил нанести ему свой визит.

– Все говорят, что ты истинно верующий человек. Как же ты можешь поклоняться тому, чье существование не доказано? Разве можно верить в Бога, не видя его, не зная, где он? – спросил Искандер.

Мудрец рассмеялся. Он взял грозного полководца за руку и повел на городской рынок. Маленький мальчик запускал воздушного змея, который поднимался все выше и выше в небо. Вскоре он совсем скрылся из виду.

Даднам спросил мальчика:

– Твоего змея совсем не видно, почему же ты стоишь здесь, как ты можешь верить в его существование?

– Я чувствую, как он тянет меня за нить, – ответил мальчик.

И мудрец сказал Искандеру:

– Я также чувствую, как Бог тянет меня. Ты не должен ни во что верить, пока сам не почувствуешь притяжение.

Искандер был заворожен. Все происходящее было для него настоящим откровением. Он тепло поблагодарил старика.

Взобравшись на сучок, не забывай про корни

Инь Чжункань был правителем области Цзинчжоу, когда из-за разлива вод там случился неурожай. Тогда Инь Чжункань стал есть на обед всего пять маленьких чашек риса, отказывался от любых закусок и приправ. Если же из чашки на циновку падала хотя бы крупинка риса, он и ее подбирал.

Так правитель наставлял всех в бережливости, следуя врожденной своей простоте и смирению.

– Не думайте, что став правителем этой области, я изменю своим привычкам. Знатному подобает быть скромным. Не к лицу достойному мужу, вскарабкавшись на сучок, забывать про корни!

Может, путь наш неверен?

Однажды, когда Конфуций со своими учениками странствовал по Китаю, в далеких южных пределах его окружили воины местного правителя. Несколько дней Конфуций сидел в чистом поле без пищи, но не терял присутствия духа. Однако один из его учеников, не в силах более терпеть муки голода, пробурчал:

– Бывает же, что и благородного мужа жизнь доводит до крайности…

На это Конфуций ответил:

– Благородный муж не распускается, даже если жизнь доводит его до крайности. А вот низкий человек, доведенный до крайности, теряет стыд!

И тут он решил испытать, насколько тверда вера учеников в его дело.

Конфуций взял в руки лютню и стал напевать:

– Может, путь наш неверен, оттого и угодили мы в эту переделку?

– Наверное, мы не настолько добродетельны, чтобы люди верили нам, и недостаточно мудры, чтобы они чтили нас, – ответил ученик по имени Цзы Лу.

– Вот как?! – удивился Конфуций. – Если добродетелен только тот, кому верят, то почему же люди позволили древним праведникам Бо Ци и Шу Ли уморить себя голодом?

– А что ты скажешь, Цзы Гун? – обратился затем Конфуций к другому своему ученику. – Отчего мы угодили в эту западню? Может, путь наш неверен?

– Ваш путь, учитель, несказанно велик, вот почему мир не способен принять его, – ответил Цзы Гун. – Не лучше ли нам приспособиться к миру?

– Хороший земледелец может вспахать и засеять поле, но не может ручаться, что снимет богатый урожай, – сказал Конфуций. – Хороший ремесленник может изготовить красивую вещь, но не может ручаться, что ее оценят люди. Мудрый может следовать праведному пути, но не может ручаться, что люди примут его правду. Поэтому боюсь, устремления твои не слишком возвышенны.

Наконец Конфуций подозвал своего любимого ученика Цзэн Си и задал ему все тот же вопрос:

– Может, путь наш неверен, оттого и угодили мы в эту глушь?

– Учитель, ваш путь непостижимо велик, а потому мир не может принять его, – ответил Цзэн Си. – Но вы должны и впредь идти своим путем. Если человек не имеет успеха в свете, то это лучшее доказательство, что он достойный муж. Если мы сами не претворяем праведный путь, то нам должно быть стыдно. А если в царстве есть праведные мужи, а правда отвергнута светом, то за это должно быть стыдно государю. Что ж огорчаться из-за того, что мир не следует нашему пути?

– Как хорошо ты сказал! – воскликнул Конфуций.

Превосходный ответ

Однажды Ван Мэй, Лю Тань и Юй Лян пришли в гости к ученому монаху Цзи Джуну, а тот как ни в чем не бывало продолжал читать книги.

Тогда Ван Мэй обратился к нему со словами:

– Мы отложили все дела и пришли к вам в надежде, что вы соблаговолите разъяснить нам темные речи древних мудрецов. Отчего же вы не обращаете на нас внимания и не отрываете головы от книг?

– А если бы я не читал книг, то разве вы пришли бы ко мне? – ответил Цзи Джун.

И все сочли его ответ превосходным.

Снежный пейзаж

Когда Ван Цзыю жил в Шаньине, однажды ночью случился сильный снегопад. Пробудившись ото сна, Ван Цзыю открыл двери, велел подать вина и стал любоваться снежным пейзажем.

Потом он вышел побродить по снегу, читая нараспев стихи о радостях отшельнической жизни, и, вспомнив о своем друге Дай Аньдао, отправился к нему в лодке. Добрался он только под утро, подошел в воротам, постоял и – повернул обратно. Его спросили, отчего он так поступил, на что Ван Цзыю ответил:

– Родилось во мне чувство – и я пустился в путь. Чувство прошло – и я вернулся. Для чего мне было встречаться с Даем?

Друг тебе тот, кого ты любишь

Однажды Ван Цзыю поселился в чьем-то покинутом доме и тотчас велел посадить во дворе бамбук. Ему сказали:

– Ведь вы живете здесь временно, к чему эти лишние хлопоты?

Ван Цзыю ничего не ответил, а только стал что-то насвистывать. Потом он указал на бамбук и сказал:

– Разве можно хотя бы один день прожить без друга!

Нет огня без дыма

Однажды к Чжуан-цзы пришел очень расстроенный человек. Исхудавший, мрачный, обеспокоенный, он производил тягостное впечатление.

– Давно у меня не было такого гостя! – поприветствовал Чжуан-цзы несчастного. – Я вижу на твоем челе печать нешуточных раздумий…

Немного взбодрившись чуткостью Учителя, человек начал свое грустное повествование:

– В поисках внутренней гармонии я провел двенадцать трудных лет: я исходил все горные кряжи Тянь-Шаня, я жил анахоретом в долине Ветров, я посещал многих уважаемых мудрецов, и все напрасно! Так и не смог я обрести чистоты помыслов и чувств.

Но чего стоит духовное подвижничество, Учитель, раз я всегда обнаруживаю в своем сердце недостойные помышления?!

Чжуан-цзы внимательно выслушал человека, поднял палец к потолку и так некоторое время молчал.

– Я вижу, ты настоящий искатель, ты во всем идешь до конца, – произнес, наконец, Учитель. – Тогда я скажу тебе то, что говорю далеко не всем.

Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Если желаешь обладать отражением луны в ручье, уносишь с собой целое ведро воды. Иначе человек не может. Его устремлениям всегда сопутствуют помехи. И чем сильнее будет твое желание чистоты, тем вернее будешь испытывать нечто противоположное.

Но если ты умеешь отличать достойное от недостойного, то недостойное постепенно начнет тебе подчиняться. Распознавание обязательно даст тебе власть над собой. Или ты никогда не слышал, что враг обессиливает, когда смотришь ему прямо в глаза?!

В мечтах своя глубокая правда

Однажды Конфуций предложил своим ученикам высказаться на тему о том, что бы они сделали, если бы им дали управлять страной.

Цзы Лу сказал:

– Я бы хотел управлять царством в тысячу боевых колесниц. За три года я бы накормил народ и воспитал в людях мужественность.

Жань Цю сказал:

– Я бы взялся управлять уделом с десятком городов и за три года плотно заселил бы свои владения землепашцами. Ритуалы же и музыку я оставил бы на попечение более достойных мужей.

Ученик по имени Чунси Хуа сказал:

– Я не взялся бы утверждать, что у меня есть особые способности, но красоту ритуалов я люблю. На торжественных жертвоприношениях в храме предков или на приеме иностранных послов я бы охотно помогал распорядителю церемоний и носил бы халат из тонкого шелка и шапку с шелковыми нитями.

– Ну а ты, Цзэн Си? – обратился учитель к последнему участнику беседы. – Чего бы ты хотел?

Цзэн Си, все это время перебиравший струны лютни, доиграл мелодию до конца, потом поднялся и сказал:

– Мое мечта не такая, как у остальных… В конце весны, когда уже сотканы весенние одежды, я хотел бы искупаться в реке, освежиться на ветру у алтаря Дождя и с песней возвратиться домой!

– Я был бы рядом с тобой! – неожиданно воскликнул Конфуций.

Пасти быка непросто

Однажды Наньцюань работал на кухне. Ма-цзу Даои спросил его:

– Что ты тут делаешь?

– Пасу быка, – ответил Наньцюань.

– Как же ты его пасешь?

– Как только он пытается вернуться к траве, я тут же втаскиваю его назад за ноздри.

– Ты действительно пасешь быка! – воскликнул Ма-цзу Даои.

Пить ли вино?

Однажды чиновник по имени Гун Чжоулянь спросил Ма-цзу Даои:

– Есть мясо и пить вино – это правильно или нет?

Чаньский наставник ответил:

Когда вы едите и пьете – это ваше благополучие, а когда вы не едите и не пьете – это ваше счастье.

Голова плешива, зато душа тонка

Цзэн-цзы жил в царстве Вэй, носил холщовый халат без подкладки, лицо его опухло, руки и ноги покрылись мозолями, по три дня он не разводил в доме огня, по десять лет не шил себе одежды. Поправит шапку – завязки оторвутся, возьмется за ворот – локти вылезают из протертых рукавов, схватится за сандалии – и задники развалятся.

Но, шаркая сандалями, он распевал древние гимны, и голос его, подобный звону металла и яшмы, наполнял Небо и Землю.

– В чем твое счастье? – как-то спросили Цзын-цзы.

– Мое счастье в том, что никто не может сделать меня своим подданным: ни удельные владыки, ни сам царь. Ибо пестующий в себе волю забывает о своем теле, забывающий о теле становится равнодушным к выгоде, а тот, кто не думает о выгоде, обретает свободу.

Излишние тревоги

Монах Сюдзан жил в небольшом дзенском храме. Каждый день он поднимался в половине пятого утра, чтобы поработать в монастырском саду, тогда как все остальные монахи спали до семи или восьми. Сюдзан надеялся, что наставник Якусан непременно встанет раньше, чем они, и увидит, кто спит, а кто героически трудится в темноте, но Якусан спал наравне с монахами. Однако Сюдзан продолжал свою утреннюю работу, проклиная спящих и одновременно завидуя их лени. Наконец он все же рассказал об этом наставнику. А тот спросил:

– Скажи, Сюдзан, для кого ты работаешь?

Этот вопрос поставил монаха в тупик. Тогда Якусан сам на него ответил:

– Вот именно – для себя. Когда работаешь, работай для себя и не заботься о том, работают ли другие. Когда ложишься спать, просто спи и не беспокойся о том, где находится твоя борода, под одеялом или над ним. Когда пишешь книгу, не переживай, будет ли она когда-нибудь напечатана и прочтет ли ее кто-либо. Обо всем этом позаботится Бог.

Глава 13

Нищий король

Жил-был на свете король, но король непростой. Дело в том, что у него не было ни своего королевства, ни войска, ни слуг. Все его королевское достоинство состояло лишь в том, что он называл себя владельцем каких-то невиданных сокровищ, которые якобы находятся на каком-то плавучем острове в океане. Но окружающие не слишком-то склонны были верить этому самозванцу, да и документа, подтверждающего сущестование тех сомнительных богатств, у него никогда не было.

Так что прозвали люди этого чудака нищим королем, втайне сочувствуя его слабоумию. А король и не пытался разуверить людей в их подозрениях – он же был королем самому себе!

Вещее слово

У падишаха пропал драгоценный перстень. Позвали оракула, и он сказал:

– Этот перстень забрал Аллах.

Но падишах все равно не смог смириться с пропажей и приказал слугам тщательно обыскать весь дворец. И что же! Перстень нашелся между листами Корана.

Нос задирать – носа лишиться

Некто подрался со слугой правителя города и откусил ему нос. Правитель арестовал драчуна и стал его допрашивать. Тот заявил:

– Нет, господин, я не откусывал ему носа!

– То кто же это делал?! – расспросил правитель.

– Он сам себе откусил нос!

– Но это невозможно! Не может человек откусить себе нос!

– Как бы не так! Он – слуга правителя города, он может делать все, что захочет!

Дураками свет стоит

Однажды во время пиршества фараон держал в руке гроздь винограда. Среди пирующих был и сатана, принявший облик человека.

И вот фараон возгласил:

– Может ли кто-нибудь из вас превратить этот виноград в жемчуг?

– Я могу! – сказал сатана.

Он произнес какие-то магические заклинания, и на глазах у удивленной публики виноград превратился в жемчуг.

Фараон, не скрывая своего восхищения, воскликнул:

– Ты удивительный искусник!

– Но еще удивительнее то, – ответил на это сатана, – что при моем несомненном искусстве люди не желают меня взять даже в слуги, тогда как тебя, при твоей несомненной глупости, считают самим богом.

Сказал и растаял в воздухе.

Характер черта

Двое любителей сверхъестественных вещей как-то заспорили о том, каков характер у черта. Первый доказывал, что это само исчадие ада, всесильное чудовище, способное отравить жизнь всякому, кому он встретится на пути. Второй же был убежден, что черт – вполне миролюбивое существо, даже в чем-то обаятельное, хотя и с несколько неопрятной внешностью. И что же! В самом разгаре спора к магистрам магии явился сам господин черт. Он набросился на первого и стал таскать его за нос, тогда как второму отвесил поклон и угостил папироской.

Вот и получается, что каждому воздастся по мыслям его.

Где любовь, там и чудеса

Однажды султан услышал, что у одного бедного человека очень красивая жена. Естественно, он распорядился доставить ее к себе во дворец.

Когда человек узнал о похищении своей жены, с ним случилось что-то невероятное… Но, взяв себя в руки и немного подумав, он принял неожиданное решение: «Возьму-ка я барабан и пойду оглушать улицы города, мол, война идет».

Так он и сделал.

Вскоре весть о войне дошла и до султанских покоев.

Султан не на шутку испугался, быстро собрал свиту и исчез с ней в неизвестном направлении! А жена бедного человека вернулась домой и только тут узнала, кто распустил слухи о несуществующей войне. Она удивилась: как султан мог поверить такой небылице и убежать, забыв обо всем на свете! На это ее муж сказал:

– Любимая! Когда сердцу больно, и невозможное становится возможным. Моя тоска по тебе была настолько сильной, что на какое-то время я, кажется, превратился во всесильного мага. И мне все поверили!

И это пройдет

Один могущественный царь, властитель необозримых земель, был так мудр, что великие мудрецы были его простыми слугами. И вот однажды так случилось, что он почувствовал себя расстроенным чем-то. Тогда созвал царь всех слуг своих и сказал им слово свое: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особого кольца, которое сможет дать мир душе моей. И кольцо это должно быть таким, чтобы в несчастье оно радовало меня, а в радости – печалило бы, стоило бы только бросить на него взгляд».

И погрузились мудрецы в глубокие размышления. Спустя некоторое время поняли они, какого кольца хотел властелин их. И принесли они кольцо царю своему. И сияла надпись на нем: «И это пройдет».

Волшебная буренка

Жила-была корова. Во всем мире не было больше такого животного, которое давало бы столь регулярно так много молока и столь высокого качества. Люди стекались со всех концов земли, чтобы посмотреть на это чудо.

Отцы говорили своим детям о преданности предназначенному ей делу. Проповедники призывали свою паству по-своему превзойти ее. Правительственные чиновники приводили ее в пример как образец правильного поведения и мышления. Одним словом, каждый был способен получать для себя пользу из существования этого чудесного животного.

Была, однако, одна черта, которую большинство людей не замечали, как бы ни были они увлечены очевидными достоинствами коровы.

Видите ли, у этой коровы была маленькая привычка. И эта привычка состояла в том, что как только подойник наполнялся ее признанно несравненным молоком, корова лягала его и переворачивала.

Когда сухое дерево расцветает

Один человек по малейшему поводу впадал в страшный гнев. Он понял однажды, что это – причина всех его несчастий в жизни, и пришел за советом к мудрому человеку.

Мудрец сказал ему: «Ступай по этой дороге, найди сухое дерево, встань под ним и предлагай всякому путнику напиться воды».

Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали его примечать; повсюду разнеслись слухи, что он взял на себя обет творить милостыню и следует особому курсу самоконтроля под руководством совершенного мастера.

Однажды путник, который очень торопился, отвернулся, когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно продолжил свой путь. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку: «Постой, ответь на мое приветствие и испей воды, которую я предлагаю всем путникам». Но тот даже не обернулся. Он еще несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа.

Возмущенный такой неучтивостью, человек тут же обо всем позабыл. Он быстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющегося грубияна и выстрелил.

Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо: сухое дерево расцвело.

Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к совершению самого ужасного преступления в своей жизни.

Собачий зуб

Одна мать много раз просила сына привезти ей священное сокровище Будды. Но молодец все забывал просьбу матери. И говорит она: «Я умру, если не принесешь и на этот раз». Но побывал сын в Лхасе и опять забыл материнскую просьбу. И только возвращаясь домой, он вспомнил, но где же найти в пустыне священные предметы? И видит путник собачий череп. Вынул у него зуб, обернул желтым шелком и везет домой. Подает матери собачий зуб в шелке и говорит: «Это зуб Будды». Кладет мать зуб в божницу и начинает творить перед ним самые священные молитвы и обращает все свои помыслы к своей святыне. И сделалось чудо: засветился зуб чистыми лучами. И произошли от него чудеса и многие священные предметы.

Безумие заразительно

В город пришел некий чародей и бросил в городской колодец какое-то зелье. Он объявил, что всякий, кто будет пить из этого колодца, сойдет с ума.

В городе же было два колодца: один для простых людей, а другой для короля.

К вечеру весь город сошел с ума. Был жаркий летний день, люди пытались не пить, но как долго можно терпеть? Постепенно они сдались, и к вечеру все сошли с ума.

Король же был очень счастлив. Стоя на террасе своего дворца, он смотрел вокруг и говорил своему министру: «Надо благодарить Бога за то, что у нас разные колодцы, иначе мы тоже сошли бы с ума».

Однако через несколько часов счастье короля улетучилось, поскольку обезумевшие люди, окружив дворец, начали кричать, что король сошел с ума. Королевская армия при этом тоже находилась в городе, и ее постигла участь большинства. Так что осталось только три человека: король, королева и министр.

Испуганный король бросился к министру: «Что же теперь делать?»

– «Следует сделать только одно, – отвечал министр. – Я постараюсь задержать их на несколько минут. Вы же бегите и скорее испейте из того же колодца. Другого пути нет».

Король убежал, а вернулся, уже танцуя. Толпа закричала от радости: «Слава Богу! Мы благодарим Бога! Ум нашего короля вернулся».

Вопрос о ценностях

Некто спросил мудреца:

– Что на свете самое ценное?

– Голова дохлой кошки, – ответил Премудрый.

– Почему же голова дохлой кошки – самое ценное на свете?

– Потому, что никто не может назвать ее цену, – был ответ.

Сон

Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он – бабочка, весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он – Чжоу. Но вдруг проснулся и весьма удивился, что он – Чжоу. Теперь он не мог понять: снилось ли Чжоу, что он – бабочка, или бабочке снится, что она – Чжоу.

Это и называют превращением вещей, тогда как между Чжоу и бабочкой непременно существует различие.

Почему это так?

Полутень спросила у Тени:

– Раньше ты двигалась, теперь ты остановилась. Раньше ты сидела, теперь ты встала. Откуда такое непостоянство поведения?

Тень ответила:

– А может, я поступаю так в зависимости от чего-либо? А может, то, в зависимости от чего я так поступаю, зависит от чего-то еще? А может, это зависит от чешуйки на брюхе змеи или от крыльев цикады? Как знать, почему это так, как знать, почему это не так?!

Как выбраться из колеи?

Лягушка попала в колею на грязной деревенской дороге и не могла оттуда выбраться. Друзья помогали ей, как только могли, но к ночи, угнетенные, разочарованные, уставшие, они оставили ее на волю судьбы. На следующий день друзья пришли посмотреть на лягушку, думая, что она уже мертва, ведь она осталась прямо на дороге, но нашли ее весело прыгающей.

Они спросили: «Что случилось? Как ты смогла выбраться из колеи? Это просто чудо! Как тебе удалось?»

«Обыкновенно, – сказала лягушка. – Появился грузовик, он приближался, и я должна была выбраться!»

Всяк силен, пока спокоен

Джалал-Прекрасный, повелитель гор, долин и тысячи народов, славился своей светоносной проницательностью сущности вещей. Однажды придворный визирь Ахмет-джан спросил султана:

– О, Несравненный, почему ни один из наших борцов не может одолеть турецкого батыра, он всех опрокидывает на землю своим искусным умением и ловкостью.

– Вся его сила в том, что он не знает беспокойств и нужды, а все заботы по дому и его имуществу несут на себе слуги, – отвечал султан.

Он приказал придворным хитрецам тайно ограбить турка, временно похитить всех слуг. Страшное беспокойство овладело турецким борцом, ибо он не знал ни как купить хлеба, ни как приготовить обед и даже с трудом одевался в собственные одежды.

На следующий день турецкий силач был повержен слабейшим из слабейших борцов султана.

Петух с колокольчиком

Судья Багдада, владевший огромным состоянием, умер, и все его богатство перешло по завещанию к его жене. Была она молодой, красивой, светской женщиной и оставаться вдовой не слишком желала. Многие мужчины пытались снискать ее расположение, привлеченные не столько ее богатством и красотой, сколько редкостным обаянием и умом. Наконец, она решила выйти замуж вторично, что по тогдашним законам считалось довольно предосудительным.

– Как же ты переживешь людскую молву?! – были обеспокоены ее родственники.

– Неужто вы не знаете, чего стоят людские пересуды! – ответила она. – Тогда я покажу вам, на что они похожи!

Она взяла петуха, привязала к его шее колокольчик и таким выпустила на улицу. Увидев петуха с колокольчиком, люди пришли к невероятный восторг. Они смеялись, удивлялись, показывали на чудо пальцем, рассказывали о нем своим знакомым. Но прошло три дня, и все уже привыкли к петуху-скомороху, а спустя еще три дня на него уже и совсем перестали обращать внимание.

Нигде не нашел – отправляйся в горы

Ни с чем возвращался Али Маруф в свой город. В долгих странствиях потерял он все: друга, коня, жену.

Войдя на городской рынок, Маруф был потрясен изобилием всевозможных яств. Он подумал с усмешкой: «Вот где столы ломятся от счастья!» Но пройдя между торговыми рядами, он не заметил ни одного выразительного лица, не услышал ни одного умного слова. «Да, счастье, видно, дорого стоит», – подумал Маруф и погрузился в печаль.

Неизвестно, сколько прошло времени, как вдруг он очнулся от каких-то странных мелодичных звуков, идущих как будто издалека. Маруф быстро покинул рынок и пошел туда, откуда, как ему казалось, доносилась эта нездешняя музыка. Вскоре он с удивлением различил игру флейты – она раздавалась где-то в горах. Воодушевленный, Маруф ускорил шаг и через некоторое время очутился среди гор. Здесь он нашел одного древнего старика, сидящего на камне. Это он играл на флейте.

– Что привело тебя сюда, Али? – спросил старик.

– Твоя чудесная музыка! – ответил Маруф.

– И только музыка?

– А разве я могу найти здесь что-то еще? – удивился Маруф.

– Можешь, если ищешь. Если по-настоящему ищешь.

– Да, отец, уже давно ищу я ключ к тайне мира. В этих поисках я потерял все самое дорогое, что имел…

Задумался старик и после некоторого молчания сказал:

– Тогда отправляйся в глубь гор на северо-восток. Там ты найдешь синюю пещеру, в ней – книгу. Священную книгу. Она подскажет тебе…

И Маруф отправился в путь. Уже после семи дней горного перехода он оказался в синей пещере. Здесь, в центре круглого сводчатого зала, сплошь испещренного некими загадочными письменами, на возвышении из голубого мрамора лежала огромная книга. Маруф приблизился к ней.

Никогда он не видел ничего подобного. В переплете из дорогой кожи, уже повсюду растрескавшейся, она, казалось, была старой, как мир. Долго не решался Маруф открыть ее.

Когда же, наконец, затаив дыхание, он перевернул первую страницу, то сильно вздрогнул. Страница была зеркальной, и, кроме своего отражения, Маруф ничего в ней не обнаружил.

Осторожно он стал листать дальше. И опять находил только себя: все страницы книги были зеркалами.

Потрясенный случившимся, Маруф вскоре возвратился к старику.

– Неужели только в себе можно найти ключи к тайнам мира, отец?! – взволнованно спросил Маруф, и эхо трижды повторило его вопрос.

Ничего не ответил на это старик. А только встал, отдал Маруфу свою флейту, приложил ладонь к груди, поклонился и ушел, не оглядываясь.

Тяжел крест, да надо несть

У одного человека сильно заболел живот, и он направился в больницу. Войдя в помещение, он оказался в зале с двумя дверями. На одной было написано: «Для мужчин», на другой: «Для женщин». Он вошел в первую дверь и снова оказался в комнате с двумя дверями. На одной было написано: «До тридцати», на другой – «Старше тридцати». Так как человеку было за сорок, он вошел в дверь с надписью «Старше тридцати».

И снова он оказался в комнате с двумя дверями. На одной было: «Серьезные заболевания», на другой – «Слабость и недомогание». Поскольку человек едва терпел боль, он протиснулся в дверь с надписью «Серьезные заболевания».

Опять он очутился в комнате с двумя дверями. На одной висела табличка с надписью: «Неверующие и безбожники», на другой – «Верующие в Бога». Так как человек был верующим, он вошел во вторую дверь, с надписью «Верующие в Бога», и оказался на шумной улице.

Чужая душа – дремучий бор

Один аскет, который всю жизнь потратил на то, чтобы бороться с любовью, сохранить безбрачие и остаться девственным, умер. Его старший ученик не смог пережить страшного горя, он умер спустя несколько часов. Попав в иной мир, он нашел своего Учителя. Тот сидел с прекрасной женщиной на коленях. Ученик был сильно потрясен, но даже в его дремучем уме возникло понимание:

– Конечно, Бог справедлив. Мой великий мастер щедро вознагражден за всю суровость своей жизни.

Он подошел к своему учителю и сказал:

– Мастер, сейчас я могу поверить, что Бог справедлив. На небесах вы получили достойную награду.

Мастер посмотрел на него очень зло и осуждающе сказал:

– Ты болван! Мы не на небесах, и я не вознагражден – это она наказана!

Светлая печаль

Учитель дзэна Лин Чи был неподражаем. Все, кто встречался с ним, сразу же отмечали в нем недосягаемую для себя глубину суждений, знание самых потаенных уголков человеческой души.

Человек, только что посетивший Лин Чи, был в глубокой печали.

– Скажите, – спросил он, – вы стали просветленным человеком, какой стала ваша жизнь теперь?

Лин Чи рассмеялся и сказал:

– Я был печален, затем увидел свет, но теперь снова печален.

Куда бы ты ни пошел…

Однажды Эзоп, большой мастер в сочинении поучительных историй, прогуливался на окраинах Афин. Ему повстречался человек, только что прибывший из города Арго.

– Расскажи мне, какие люди живут в твоем городе? – спросил приезжий.

– Сначала скажи ты, какие люди в городе Арго? – ответил Эзоп.

– Раздражительные, скупые, жадные и завистливые, – сказал со злобой незнакомец.

– Ты найдешь, что народ в Афинах мало чем отличается от твоих соотечественников, – заметил Эзоп.

Спустя несколько минут другой человек из города Арго задал Эзопу в точности такой же вопрос.

И Эзоп снова спросил:

– А какой характер у людей из Арго?

– Очень добрый, отзывчивый, смелый, гостеприимный, веселый и щедрый, – ответил человек.

– К счастью, люди в Афинах такие же. Ибо куда бы человек ни пошел, он везде найдет самого себя, – сказал Эзоп.

Лекарство от несчастья

В далекой деревушке, затерявшейся где-то в горах, жил бедный и очень несчастный человек. Что бы он ни говорил, все вызывало у людей смех. Человек был настолько простодушен, что прослыл на всю деревню дурнем и неудачником.

Однажды он встретил у реки странствующего монаха и поделился с ним своим горем.

– Я открою тебе секрет, как избавиться от оскорблений, стать достойным и уважаемым человеком. Всегда отрицай то, что говорят люди, при этом требуя неоспоримых доказательств. Будь спокоен, жизнь настолько таинственна, что ничего не может быть доказано, – посоветовал он крестьянину. Бедняк так и поступил.

– Какой он умный! – говорила вся деревня.

А через год он был избран деревенским старостой.

Из-за чего возникают войны?

Однажды Пегги, проворный мальчуган, спросил у своих родителей:

– Из-за чего возникают войны? Почему солдаты начинают стрелять друг в друга?

Он спросил это, потому что сам очень любил играть в войнушку.

Отец, интересовавшийся всегда национальным вопросом, начал все объяснять сложно и запутанно. Он говорил о законах общества, несовместимости культур, экономических причинах.

Мать, желая все упростить, вмешалась в разговор, возник жаркий спор. Родители говорили воинственно и громко. Пегги был очень напуган: в доме назревал нешуточный скандал.

– Перестаньте ругаться! – воскликнул он. – Я уже понял, почему начинаются войны!

Красота недолговечна

В чайхане, на встрече поэтов, неизвестный мальчик читал свои прекрасные стихи. Знаменитый поэт Галиб плакал, словно ребенок.

– Почему ты плачешь? – спросил его старый друг.

– Этот мальчик слишком красив для нашей жизни. Но никакое чудо не может быть долговечным, он вскоре покинет нас. Вот почему мое сердце разрывается от боли, – ответил Галиб.

Неизменная молитва

Торговый караван направлялся на юг. Возглавлял его старый купец Ахмад, суровый и загадочный старик. Какие бы трудности или удачи ни сопутствовали ему, он всегда благодарил Бога словами:

– О, всемилостливый! Ты всегда даешь нам то, в чем мы нуждаемся!

Как же были удивлены его спутники, когда он повернул караван в пустыню. Многие дни и ночи пробирался караван через песчаные барханы, наконец, ужасная жажда сломила людей. Измученные работники вышли из повиновения, начали обвинять во всех своих бедах старого купца, назревала паника.

– О, всемилостивый! Ты всегда даешь нам то, в чем мы нуждаемся! – громко произнес Ахмад свою неизменную молитву.

Погонщики верблюдов раздраженно проклинали его, но он спокойно сказал:

– Будьте терпеливы! Разве вы не чувствуете запах родных очагов? Остался лишь день пути.

И действительно, спустя несколько часов караван благополучно вернулся на родину. В городе люди узнали, что в соседнюю страну вторглись полчища завоевателей, вот почему старый Ахмад выбрал путь через пустыню. Народ ликовал и славил мудрого купца. А что же Ахмад? Он по-прежнему спокойно шептал слова своей молитвы.

Песня о райской долине

Ахангар был великолепным кузнецом. Он жил в одной из отдаленных долин Афганистана. Во времена мира он ковал плуги, подковывал лошадей и всегда при этом пел. И пел так, что послушать его песни люди стекались отовсюду: из лесов грецкого ореха, с покрытого снегом Гиндукулуша, из Катагана и Бадахшана, из Канабада и Кунара.

И была у Ахангара одна песня, которая особенно захватывала дух, – песня о райской долине. Она обладала странным очарованием: люди чувствовали, будто знают эту далекую райскую землю, но что именно знают – они не могли сказать.

Как-то они спросили у Ахангара, существует ли эта долина на самом деле? И певец ответил:

– Долина из песни настолько реальна, насколько она может быть реальна.

– Но откуда ты знаешь? Ты бывал там когда-нибудь?

– Нет, каким-нибудь обычным образом я там не был, – отвечал Ахангар, и люди продолжали наслаждаться его пением, несмотря на свои сомнения.

Аиша, местная девушка, которую любил Ахангар, тоже сомневалась в существовании долины. Сомневался в том и Хасан, хвастун и вояка, который поклялся жениться на Аише и который не упускал ни одного случая посмеяться над кузнецом.

Однажды, когда жители деревни сидели притихшие, околдованные песней Ахангара, Хасан заговорил:

– Если ты веришь, что эта долина существует, почему же ты не попытаешься найти ее?

– Этого не нужно делать, я знаю, – сказал Ахангар.

– Ты знаешь, что тебе удобно знать, и не знаешь то, что знать неудобно, – торжествовал Хасан. – И даже во имя любви к Аише ты вряд ли бы осмелился пойти и поискать эту абсурдную долину.

– Ты ждешь от меня в таком случае, чтобы я отправился в долину? – спросил Ахангар.

– Да, – ответил Хасан, и все слушатели поддержали его.

– Если я пойду и благополучно вернусь, согласится ли Аиша выйти за меня замуж? – спросил Ахангар.

– Да, – прошептала Аиша.

И вот Ахангар, взяв с собой немного сушеного тутовника и сухарей, отправился к далеким горам. Долго он взбирался по отвесным кручам, долго он спускался с них. За одной грядой начиналась другая, и казалось, нет конца этой горной цепи.

Прошло несколько лет. В одно весеннее утро Ахангар-кузнец походкой старика вошел в свою родную деревню. Весть о его возвращении мигом разнеслась по окрестностям, и люди с жадным любопытством заторопились к его хижине. Хасан-воин заговорил от имени всех:

– Ну, мастер Ахангар, достиг ли ты райской долины?

Ахангар не сразу ответил. Он внимательной и спокойно рассматривал собравшихся людей, казалось, он что-то обдумывал. Наконец, он сказал:

– Несколько лет я скитался по безлюдным горным переходам. И после многих испытаний и разочарований, уже убедившись, что никакое человеческое поселение не может встретиться в таких заброшенных диких местах, я, наконец, пришел в долину, Райскую Долину. И – вы не поверите – она была точным подобием той, где мы живем. И люди – они не только были похожи на нас, они и были нами. Для каждого, кто здесь есть, там было его подобие и отражение, но только более совершенное, более красивое. Оказывается, это мы являемся двойниками тех людей, мы являемся искаженными отражениями тех прекрасных существ. И вы можете сами в этом убедиться, обнаружив в себе больше надежд, больше возможностей – большее «я», чем то, с которым вы привыкли себя отождествлять…

Так говорил Ахангар. Люди слушали и молчали.

История царствования

Царь Яо правил Поднебесной пятьдесят лет. Но он не знал, порядок ли в его царстве или беспорядок, поддерживает его народ или нет. Яо спросил об этом людей из свиты – и те тоже не знали; спросил гостей, приезжавших ко двору, – те пожали плечами; спросил людей с поля – и те не смогли ответить.

Тогда царь решил побродить переодетым по дорогам своих владений – наверняка так он больше узнает. И вот однажды, проходя через небольшую деревушку, Яо услышал, как какой-то мальчик-пастушонок пел песенку:

Поставили нас, чтобы вскармливать народ,

И каждый предела достиг.

Ничего не ведая, ничего не помня,

Следуем правилам царственных предков.

Обрадовавшись, царь спросил мальчика:

– Кто научил тебя так петь?

– Я слышал эту песню от знатных мужей, – ответил пастушонок.

Яо спросил об этой песенке своих сановников, но те знали только, что она пришла из глубокой древности. Тогда царь вернулся во дворец и отрекся от престола.

Можно ли из черепицы сделать зеркало?

В молодости, поступив в монастырь, Чжуфэн подолгу сидел в медитации. Однажды к нему подошел мудрый монах по имени Жан-цзы и спросил:

– Чего вы, уважаемый, стараетесь достичь, сидя в медитации?

– Я старюсь достичь состояния Будды, – ответил Чжуфэн.

Тогда Жан-цзы взял с земли черепицу и стал тереть ее о стену.

– Что вы хотите сделать? – удивился Чжуфэн.

– Я хочу сделать из черепицы зеркало.

– Да разве можно сделать из черепицы зеркало?

– Почему бы и нет? – ответил Жан-цзы. – Если из черепицы трением нельзя сделать зеркало, то как можно, сидя в медитации, достичь состояния Будды?

– Что же тогда делать? – немного растерялся Чжуфэн.

– Если бык тянет повозку и повозка остановилась, то надо погонять быка или повозку? – сказал ему Жан-цзы.

Чжуфэн смущенно замолчал, и тогда монах Жан-цзы продолжил:

– Сидеть в медитации, желая уподобиться Будде, – значит убивать его. Нет нужды никому подражать. Сосредоточься лучше на себе – это будет подобно сеянию семен. А когда явится Учитель и даст тебе наставление – это будет подобно благодатному дождю, излившемуся с небес. И тотчас взойдут твои ростки.

Эти поучения подействовали на Чжуфэна, как целительное снадобье.

Что есть то, что есть?

Чжао-чжоу пришел к некоему монаху, медитировавшему в затворничестве, и спросил его:

– Что есть то, что есть?

Монах вместо ответа поднял кулак.

Чжао-чжоу сказал разочаровавшись:

– На мелководье корабли не смогут причалить.

С этими словами он ушел. А позже вновь посетил затворника и задал тот же вопрос:

– Что есть то, что есть?

Монах опять показал кулак.

Тогда Чжаочжоу сказал образованно:

– Да, кто может дать, может и забрать. Кто может убить, тот может и спасти. Кто причиняет боль, дарует и радость.

С этими словами он поклонился монаху и ушел.

Нет такого, чего бы не было

Однажды наставник Шоушань выставил перед монахами свою палку-указку и дал им такое наставление:

– Если вы назовете это палкой, вы обнаружите свою привязанность к иллюзии. Если вы не назовете это палкой, вы отвернетесь от действительности. Как вы теперь назовете это?

Один монах выступил вперед и сказал:

– Это палка и в то же время – это не палка. Иллюзия и действительность сплетены воедино.

Бог один, да молельщики не одинаковы

Мало что изменилось в старом городе за последние столетия. Узкие улочки с глиняными домами все так же выходили на тесные площади, где католические церкви все так же соседствовали со старыми мечетями.

Однажды Бахтияр Баба, местный мулла, решил навестить своего соседа, приходского священника, и подшутить над ним.

– На улицах нашего города появился странный человек, – сказал он священнику. – Он возмущает народ чудесами, исцеляет больных и бесноватых, произносит дерзкие речи, кощунствуя над священными писаниями. И самое страшное – он призывает всех к бунту! Как с ним положено поступить согласно христианскому учению?

– Он заслуживает только казни, – не сомневаясь, ответил священник.

– Но ведь этот человек – Иисус Христос! – воскликнул Бахтияр Баба.

Истинное не бросается в глаза

Два благочестивых человека вместе вошли в мечеть. Однако один из них, Аба Хасан, перед входом снял свои туфли и взял их с собой, тогда как второй, Али Хисан, оставил свою обувь у дверей.

Это событие вызвало некоторое удивление у тех, кто в это время находился у входа. Люди решили выяснить, кто из двух приятелей поступил лучше.

– Аба Хасан вошел в мечеть босой, – рассуждали одни, – так не лучше ли было оставить свою обувь за дверью?

– Но мы не учитываем одного обстоятельства, – возражали другие, – он мог взять с собой туфли для того, чтобы они напоминали ему о должном смирении в священном месте.

Когда же, совершив молитву, приятели вышли из мечети, люди спросили у них, почему, мол, вы так поступили.

Аба Хасан ответил:

– Я взял туфли с собой потому, что, оставь я их на улице, они могли бы возбудить соблазн в душе какого-нибудь человека. И если бы он поддался искушению и украл их, то сделал бы и меня причастным к этому греху.

Мудрость Аба Хасана привела людей в восторг.

Тогда Али Хисан сказал:

– Я же оставил свои туфли за дверью по той причине, что если бы кто-нибудь захотел их украсть, то имел бы возможность побороть свое искушение и таким образом обрести к себе уважение.

И опять слушатели были восхищены. Благородство Али Хисана, который к тому же так мало заботился о своей собственности, покорило даже тех, кто поначалу его не одобрял.

И тут вдруг из толпы собравшихся выступил один человек и воскликнул:

– Какие же вы глупцы! Пока вы здесь предавались возвышенным чувствам, развлекая друг друга примерами благородства, произошло действительно нечто уникальное.

– Что, что произошло? – засуетились все разом.

– На самом деле, – продолжал человек, – никто не был искушен туфлями, никто не был и свободен от искушения. И никакой предполагаемый грешник не прошел мимо них. Но зато в мечеть вошел другой человек. У него вообще не было туфель, так что он не мог ни оставить их снаружи, ни внести их внутрь. И никто не заметил его поведения. Да и сам он меньше всего думал о том, какое впечатление производит на тех, кто на него смотрит или не смотрит. Но благодаря его искренности, его сегодняшние молитвы в этой мечети самым непосредственным образом помогли всем потенциальным ворам, которые могли или не могли украсть туфли или которые могли бы исправиться, устояв перед искушением.

Что могут короли?

Однажды некий дервиш преградил дорогу самому королю.

– Как ты посмел, ничтожный человек, прервать движение твоего господина?! – возмутился последний.

– Разве ты можешь быть господином, если даже не в состоянии наполнить мой кашкуль (чашу для подаяний)? – спокойно заметил дервиш.

Тогда король приказал наполнить чашу нищего золотом.

Но сколько ни наполняли чашу, она все оказывалась пустой. Слуги тем временем приносили золото мешок за мешком, а чаша все пожирала его и пожирала.

– Стойте! – закричал, наконец, король. – Этот фокусник опустошит мою казну!

– Для тебя я опустошаю твою казну, – сказал дервиш, – а для других просто иллюстрирую истину.

– Какую такую истину? – опешил король.

– А истина в следующем: чаша – это желания человека, по сути, это и есть сам человек; а золото – то, что может быть ему дано. И нет предела способности человека пожирать, не подвергаясь при этом ни малейшему изменению. Смотри, чаша съела почти все твое богатство, но сама осталась все тем же обточенным морем кокосовым орехом, который ничего не воспринял от золота, никак не изменился! Даже если бросить в чашу все твои королевские регалии – она и их сожрет. Как же может в таком случае король держать себя так, как если бы он имел какое-либо значение?

Есть тут что-нибудь?

Пришел как-то Дзесю к одному отшельнику и спросил:

– Есть тут что-нибудь?

В ответ отшельник погрозил кулаком.

– Здесь слишком мелко, чтобы бросить якорь, – сказал Дзесю и ушел.

Спустя некоторое время он пришел к другому отшельнику и опять спросил;

– Есть тут что-нибудь?

И этот отшельник погрозил кулаком. Тогда Дзесю воскликнул:

– Свободно ты даешь, свободно отнимаешь; свободно даришь жизнь, свободно убиваешь.

Низко поклонился и ушел.

Послесловие

Дядюшка Дэнба – любимец тибетского народа.

Балансэнгэ – герой монгольского фольклора.

Куинь – герой вьетнамского эпоса.

Дахо – герой иранских народных рассказов.

Си Джеха, Жха, Джоха – фольклорные герои стран арабского мира.

Насреддин – любимый герой народов Малой Азии и Ближнего Востока.

http://knigosite.ru/library/read/24364

Картина дня

наверх