На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КУ АРТ

2 903 подписчика

Свежие комментарии

  • Полина Фомина
    У меня получилось продать душу Дьяволу. С помощью Ведьмы. Её почта: tradessouls@bk.ru Результат быстрый! Теперь деньг...Куплю Душу

Иконография Индуизма

КРАТКИЙ ИДЕНТИФИКАТОР БОГОВ И БОГИНЬ

1. АТРИБУТЫ
2. СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ (ВАХАНЫ)
3. ЖЕСТЫ РУК (ХАСТЫ И МУДРЫ)
4. ЛИКИ
5. КОРОНЫ
6. ПРОЧЕЕ

БРАХМА (BRAHMA)
1. Четки (акшамала), сосуд с водой (камандалу), жертвенная ложка овальной формы (шрув), рукописная книга (пуштака).
2. Лебедь (гусь).
3. Четыре.


4. Четыре, фактически видны только три.
5. Спутанные волосы.
6. Обычно имеет короткую заостренную бороду.

ВИШНУ (VISHNU)
1. Жезл (гада), лотос (падма), раковина (санкха), колесо (чакра).
2. Орёл (Гаруда).
3. Четыре.
4. Один.
5. Кирита-мукута.
6. Иногда носит цветочную гирлянду как священное одеяние.

ШИВА (SIVA)
1. Трезубец (тришула), колесо (чакра), боевой топор (парашу), булава (данда). Часто лань (мрига) в одной из рук.
2. Бык (Нанди).
3. Две, четыре и более.
4. Один.
5. Спутанные волосы.
6. Часто в волосах полумесяц и змея, во лбу третий глаз.

ШИВА МАХЕША-МУРТИ (SIVA MAHESA-MURTI)
1. Две руки в благодающей (варада-мудра) и защитной (абхайя-мудра) позициях. В четырёх правых руках — копьё (шакти) (трезубец (тришула)), боевой топор (парашу), молния (ваджра) и меч (кхаджа). В четырёх левых руках — щит (кхетака), стрекало (анкуса), петля (паса) и щит (кхетака).
3. Десять.
4. Пять, видны только четыре.

ДАКШИНА-МУРТИ-ШИВА (DAKSHINA-MURTI-SIVA)
1. Правые руки — одна в Джнана-мудре, в другой несёт чётки (акшамала). Левые руки — одна в благодающей позе (варада-мудра), другая несёт огонь (агни), змею или лотос (падма).
3. Четыре.
6. Сидит с одной свешенной ногой.

НАТАРАДЖА-ШИВА (NATARAJA-SIVA)
1.

Правые руки — одна в защитной позиции (абхайя-мудра), в другой несёт барабан (дамару). Левые руки — одна в Гаджа-хасте, в другой несёт огонь (агни).
2. Стоит на карлике Апасмаре (Apasmara), левая нога поднята, повернута по направлению к правой ноге и держится крест-накрест с ней.
3. Четыре.
4. Один.

СКАНДА (SKANDA), КАРТТИКЕЙЯ (KARTTIKEYA)
1. Две руки в благодающей (варада-мудра) и защитной (абхайя-мудра) позициях. Другие несут молнию (ваджра), щит (кхетака), копьё (шакти) и меч (кхаджа).
2. Павлин, петух.
3. Шесть.
4. Два или шесть.
6. Иногда с четырьмя ликами.

ГАНЕША (GANESA)
1. Слоновий бивень, стрекало (анкуса), ароматные сладости (laddu), петля (паса).
2. Крыса.
3. Четыре.
4. Один.

ВИРАБХАДРА (VIRABHADRA)
1. Поза защиты, трезубец (тришула), жезл (данда) и благодающая поза (варада-мудра).
2. Бык.
3. Четыре.
4. Один.

С этого момента под пунктом 5. приводятся Положение тела или Поза.

ШЕШАШАХИ-ВИШНУ (SHESHASHAHI-VISNU)
1. Раковина (санкха), колесо (чакра); одна рука находится в пасти змея Шеши, одна — на колене.
2. Змей Шеша.
3. Четыре.
5. Спящий.
6. Одна рука держит Шри (Sri), другая возлежит на колене. Брахма сидит на выходящем из пупка Вишну лотосе. Демоны Мадху (Madhu) и Кайтабха (Kaitabha) находятся возле стебля лотоса.

ЛАКШМИ-НАРАЯНА (LAKSHMI-NARAYANA)
1. Лотос (падма), раковина (санкха), колесо (чакра). Четвёртая рука обнимает Лакшми.
2. Орёл (Garuda).
3. Четыре.
5. Сидит.

РАМА (RAMA)
1. Лук (дханус) и стрела (бана).
3. Две.
6. Сопровождается Ситой, Лакшманой, Бхаратой и Шатруджхной
(Sita, Lakshmana, Bharata, Shatrughna).

КРИШНА (KRISHNA)
1. В правой руке держит изогнутый посох. Левая рука поднята и согнута в локте. Или играет на флейте.
3. Две.
6. Рукмини (Rukmini) справа. Сатьябхама (Satyabhama) слева.

БРАХМАНИ (BRAHMANI)
1. Чётки (акшамала), жертвенная ложка (шрув), сосуд (камандалу), сосуд.
2. Гусь.
3. Четыре.
4. Четыре.

МАХЕШВАРИ (MAHESVARI)
1. Лук (дханус), стрела (бана), колесо (чакра) и лук.
2. Бык.
3. Четыре или шесть.

КАУМАРИ (KAUMARI)
1. Копья (шакти) в обеих руках.
2. Павлин, петух.
3. Две, четыре, двенадцать.

С этого момента под пунктом 2. приводятся Ваханы-животные.

ВАЙШНАВИ (VAISHNAVI)
1. Колесо (чакра), жезл (гада), раковина (санкха), лотос (падма).
2. Орёл.
3. Четыре или шесть.

ВАРАХИ (VARAHI)
1. Посох, раковина (санкха), колесо (чакра), жезл (гада).
2. Бык. Тигр.
3. Четыре или десять.
4. Голова вепря.

ИНДРАНИ (INDRANI)
1. Молнии (ваджра) в обеих руках.
2. Слон.
3. Четыре.

ЧАМУНДА (CHAMUNDA)
1. Дротик, катри (karti) (небольшой нож), чаша-череп (капала), стальной посох с острым наконечником.
2. Труп.
3. Четыре или десять.

ПАРВАТИ (PARVATI)
1. Чётки (акшамала), Шива, Ганапати (Ganapati), чаша.
3. Четыре.

ГАУРИ (GAURI)
1. Копьё (шакти) и зеркало (дарпана).
3. Две.

МАХАЛАКШМИ (MAHALAKSHMI)
1. Махалунга (Mahalunga) (плод), жезл (гада), щит (кхетака), чаша с листьями.
3. Четыре.

САРАСВАТИ (SARASVATI)
1. Лук (дханус), жезл (гада), петля (паса), струнный музыкальный инструмент (вина), колесо (чакра), раковина (санкха), пестик (мушала), стрекало (анкуса), иногда чётки (акшамала).
2. Петух.
3. Четыре или восемь.

ИНДРА (INDRA)
1. Молния (ваджра), лотос (падма).
2. Слон Айравата (Airavata).
3. Две или четыре.

АГНИ (AGNI)
1. Чётки (акшамала), жертвенная чаша.
2. Баран.
3. Две или четыре.

ЯМА (YAMA)
1. Булава (данда), аркан.
2. Бык.
3. Две или четыре.

НИРРУТИ (NIRRUTI)
1. Меч (кхаджа), щит (кхетака), катри (karti) (небольшой нож), голова.
2. Человек, баран или лев.
3. Две или четыре.

ВАРУНА (VARUNA)
1. Петля (паса), лотос (падма).
2. Макара.
3. Две или четыре.

ВАЙЮ (VAYU)
1. Благодающая позиция (варада-мудра) и флаг (дхваджа).
2. Олень.
3. Две или четыре.

КУБЕРА (KUBERA)
1. Жезл (данда) и благодающая позиция (варада-мудра).
2. Человек, баран или лошадь.
3. Две или четыре.

ИШАНА (ISANA)
1. Трезубец (тришула) и благодающая позиция (варада-мудра).
2. Белый бык.
3. Две или четыре.

СУРЬЯ (SURYA)
1. Лотос (падма) в каждой из двух рук.
2. Одноколесная колесница, запряженная семью лошадьми.
3. Две.
4. Данда (Danda) и Пингала (Pingala) с двух сторон, несут меч (кхаджа) и щит (кхетака).

 
 

ТРИМУРТИ

Индуистская триада включает в себя Брахму, Вишну и Шиву (Brahma, Vishnu, Siva) — Создателя, Защитника и Разрушителя, манифестирующих соответственно созидательную, защитную и разрушительную энергии Всевышнего Бога. Брахма олицетворяет Раджас-гуну (Rajo-guna) — качество страсти и желания, причину создания. Шива олицетворяет Тамас-гуну (Tamo-guna) — атрибут мрака и разрушительное пламя, которым поглощается мир. Вишну олицетворяет Саттва-гуну (Sattva-guna) — энергию милосердия и добродетели, которой мир охраняется.

Создание началось с того, что единый Универсальный Дух пожелал разделить себя, что было вызвано Страстью. Из Камы (Kama), или Желания, вышел во внешний мир первобытный бог мужского пола Брахма, который создал три мира и всё сущее. Но акт творения влечет за собой также процессы сохранения и распада, и исходя из этого возникает необходимость в Боге-Защитнике Вишну и Боге-Разрушителе Шиве. Три этих бога, наделенные функциями создания, сохранения и разрушения, составляют основную группу Индуистских божеств. Вокруг них выросла великая система индуистских богов и богинь.

БРАХМА (BRAHMA)

Брахма — один из самых важных богов Индуистского пантеона. Он является причиной создания и, одновременно, создателем. Он зовется Свайямбху (Svayambhu) — саморожденный. Первоначально он был Хиранья-гарбха (Hiranya-garbha) — Золотым Зародышем. Он зовется Питамаха (Pitamaha) — Великий Отец, Камаласана (Kamalasana) — с тех пор, как он сидит на лотосе, вырастающем из пупка Вишну. Он «четырехрукий».

В Ведический период Брахма не был значительным богом. Идея о создателе существовала, но создатель идентифицировался не с Брахмой. Ригведа говорит о Вишвакармане (Vishvakarman) — «творце всего». Он — Бог Отец. Он имел руки во всех четырех направлениях. Ведический Вишвакарман, вероятно, явился прототипом Пуранического (Puranic) Брахмы.

Интересно заметить, что Вишвакарман связывался с солнцем с того момента, как солнечные лучи стали рассматриваться как необходимое условие для человеческой жизни и мироздания. В одном из гимнов Ригведа называет Создателем Праджапати (Prajapati). Вот почему позднее, когда Брахма стал Создателем, он отождествлялся с Праджапати Ригведы.

В литературе Сутр (Sutra) Праджапати и Брахма стали отождествляться.
В Ригведе Хиранья-гарбха упоминается как причина Создания. Таким образом, Брахма стал Хиранья-гарбха.

В Пуранической литературе Брахма является Создателем. Говорится, что он породил Праджапатьев (их количество и имена различны в разных Пуранах) с целью создания живых существ. Поэтому Брахма рассматривался как Праотец (Pitamaha).

Он влюбляется в одну из своих дочерей, выступающих под различными именами: Савитри, Брахмани, Сарасвати и др., и становится единым с ней. Чтобы постоянно смотреть на нее он получил четыре головы в четырех направлениях, и пятую голову, обращенную вверх. Он также имел жену, именуемую Гаятри (Gayatri).

Как Шиваиты (Saivites), так и Вишнуиты (Vaishnavites) преуменьшают значение Брахмы. Он появляется из пупка Вишну сидящим на лотосе. Шива отрубает ему пятую голову в наказание за инцест.

До Средних Веков Брахма имел большое значение, но после прихода Ислама он потерял свою важность. Многие легенды рисуют Брахму в неприглядном виде. Пураны предъявляют ему ложное обвинение в том, что он стал причиной смерти Агнистамбхи (Agnistambha). Еще один сюжет рассказывает о том, как Брахма, в то время как его супруга Савитри задерживалась в поездках, совершаемых в целях принесения жертвоприношений Якши (Yaksha`s), тут же находил новую жену. Савитри, приходила в ярость и проклинала его.

Но, несмотря на это, Брахма пользовался авторитетом много веков после того, как распространились эти сюжеты.

Иконографическое представление.

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе (Padmasana) или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки (акшамала), в другой — сосуд с водой (камандалу). Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) — счастливый и спокойный.

Глаза его прикрыты в медитации.

Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный — Ригведу (Rig Veda), южный — Яджурведу (Yajur Veda), западный — Самаведу (Sama Veda), северный — Атхарваведу (Atharva Veda).

Четыре его руки представляют четыре стороны света.

Мир возник из воды. Поэтому Брахма несёт воду в сосуде (камандалу).

Четки, которые он перебирает, представляют Время.

Семь Лока (Lokas), миров, представлены семью лебедями (гусями).

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани (Mani) — Землю.

В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды — белый. Его вахана — лебедь или гусь. Головы Брахмы господствуют над четырьмя Странами Света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена — Сарасвати — богиней учености.

У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества. Другие атрибуты Брахмы — сосуд (камандалу) для воды из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусин, акшамала), символизирующие вечность времени и высший аспект божества, связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга (пуштака) с частью текста четырех вед, священная трава (куша) и ложка (срува) для возлияния на огонь жертвенного масла.

Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-мукута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит чётки, нижняя — в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая — в варада-мудре (жест дарования милости, благодеяния).

Брахма — единственное божество индуизма, изображаемое бородатым, но не всегда. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане — лебеде, то в позе сукх-асана (с одной ногой, свисающей вниз).

Брахме не приписывается никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева пипала, плавающего в Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца).

Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии он показывается в своих высших духовных достижениях, лик выражает удовлетворение и глаза закрыты. В таком виде он почитается прежде всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, то есть удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или более женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи служат для поклонения главным образом мирянам. В его третьем аспекте (вира, то есть воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, то есть грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто намеревается уничтожить своих врагов.

Встречаются изображения стоящего четырехликого, но двурукого Брахмы. Черты его безбородого переднего лика мужского типа предстают индивидуализированными, два боковых выглядят более стандартно, более одинаковыми и похожи на женские лица. Тонкая ткань, обвивающая бедра и спускающаяся почти до лодыжек, необыкновенно изящна. Пышная прическа с локонами (джата), характерными для аскета, оттеняет гладкость поверхности тела. Жесты кистей рук и пальцев изысканны и красивы. Отсутствие двух других рук объясняется тем, что здесь образ божества еще близок к человеческому. Помимо обычного шнура (яджнопавиты), необходимого для жреческой варны, свисающего через плечо, на плечо Брахмы накинута шкура оленя (аджина), тоже служащая как бы священным шнуром (аджина яджнопавита). Так как у Брахмы только две руки, он держит меньше атрибутов: в правой руке — четки (акшамала), в левой — сосуд (камандалу). Редко Брахма изображается с двумя руками и с одной головой.

 
 

ВИШНУ (VISHNU)

Все индусы, как правило, Вайшнавы (Vaishnavites) — поклоняющиеся Вишну, Шиваиты (Saivites) — поклоняющиеся Шиве, или Шакты (Saktas) — те, которые поклоняются Шакти, Божественной Матери. Это говорит о большом авторитете Вишну — вероятно, наиболее популярного из всех Индуистских богов. Хотя в Индуистской Триаде он следует после Брахмы, Вишну превосходит его. Он Бог-Защитник. Из всех богов Индуистской Триады Вишну выглядит наиболее человечным, так как является Вседержателем. По присущим ему качествам он очень близок к человеку и, поэтому очень популярен.

Вишну Ригведы понимается как солнце в трех его фазах — восходе, зените и закате. Ведический Вишну проходит сквозь небеса за три шага. Это великий подвиг Вишну, утверждающий его всеобъемлющую победу. Сделав три шага, Вишну, солнечное божество, проследовал через три мировые сферы. «Бог является проявленным в трех формах — как Агни (Agni) на Земле, Индра, или Вайю (Indra, Vayu) в воздухе, и Сурья (Surya) на небе. Он говорит, что сделал три эти шага для защиты смертных, в их интересах. Зенит соответствует названию местоприбывания Вишну. Его третий шаг не может быть увиден человеческим зрением. Это место обитания Индры. Идея о быстром преодолении пространства устойчиво ассоциируется в Ведах с Вишну.

Позднее, когда в Индуизме возрасло значение жертвоприношений, связь Вишну с жертвоприношениями создала ему еще больший божественный авторитет. В послеведической литературе колесо (чакра) в его руке уподоблялось Солнцу. Гаруда (Garuda), король птиц, его ездовое животное. Он также зовется Супарна (Suparna). В Ригведе Супарна — атрибут солнца. Это подтверждает солнечное происхождение Вишну.

В Пуранический период Вишну становится очень влиятельным богом, наиболее важным в Индуистской Триаде. Согласно д-ру Банерджею (Banerjea), пуранический Вишну стал синтезом трех божественных идей — богочеловека Васудевы-Кришны (Vasudeva-Krishna), Ведического Бога-Солнца Вишну и космического бога Брахманов Нараяны (Narayana).

Вишну постигается в пяти его важнейших аспектах — Пара (Para) (высочайший), Вьюха (Vyuha) (излучающий), Вибхава (Vibhava) (воплощенный), Антарймин (Antarymin) (сущностный властелин бытия) и Ароча (Arocha) (иконографическое представление бога).

Всевышнее предназначение Вишну — сохранение, поддержание, защита. Его воплощения (avataras) выполняли божественную работу по защите мира людей. Всякий раз, когда силы Зла начинали властвовать над человечеством, Вишну, Великий Защитник, покинув Небеса, нисходил в человеческий мир и избавлял людей от Зла. Иногда он принимал различные формы для достижения особых целей. Учение о воплощениях Вишну, вероятно, указывает на то, что некоторые его формы имеют космическую природу, в то время как другие, очевидно, основываются на реальных исторических событиях. Исторические персонажи приходили и наделялись божественными свойствами, после ухода они рассматривались как воплощения самого божества. Стоит обратить внимание на эволюцию этих воплощений от низших форм жизни к высшим — от рыбы (Matsya), черепахи (Kurma), вепря (Varaha) к получеловеку-полуживотному Нарасимхе (Narasimha), к воплощению-Карлику Вамане (Vamana) и, далее, к великим героям, наделенным многими сверхчеловеческими качествами.

Доктрина инкарнаций Вишну удовлетворяет насущную потребность человека в религии с верой в личностного Бога, в Бога, имеющего человеческую природу и являющегося тогда, когда в нем возникает необходимость. Он воплощает мечту о божественном освободителе от несчастий и невзгод жизни.

Иконография Вишну.

Вишну сидит на Гаруде (Орле). Он имеет один лик и четыре или более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда жёлтого цвета. Он несёт в правых руках стрелу (бана), четки (акшамала) и жезл (гада) — символ власти, которую дает высшее знание; в левых руках — шкуру, ткань и радугу. Он также держит колесо (чакра) и жезл (гада). Чакра представляет вращение мира, также как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Нет ничего быстрее и сильнее, чем разум. Восемь рук Вишну символизируют четыре стороны света и четыре промежуточные направления. Санкха (раковина) представляет небо, чакра (колесо) — воздух, гада (жезл) — свет, а лотос (падма) — воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим.

Можно встретить изображения Вишну с лотосом в руке.

Вишну обычно изображается возлежащим на царе змеев наге Шеша (Sesha), с сидящей у его ног супругой Лакшми (Lakshmi), другое имя которой Шри (Sri). Согласно одной из легенд, творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира («шеша» обозначает «остаток»). Шеша подобен волнам на глади океана первозданных вод.

Когда к концу очередного цикла своего существования Вселенная приходит к упадку и гибели, Вишну спит на свернувшемся кольцами Шеша, защищенный от всех опасностей капюшоном царя змей, пока не почувствует в себе сил проснуться и создать Вселенную вновь, начав новый цикл её существования.


Вайшнави

ФОРМЫ ИЛИ СОСТОЯНИЯ — МУРТИ (MURTIS)

Вишну могжет иметь четыре формы: Йога (Yoga) — состояние Медитации, почитается святыми и аскетами; Бхога (Bhoga) — образы, выражающие удовлетворенность мирскими удовольствиями и, следовательно, служащие предметом поклонения мирян; Вира (Vira) — выражающая доблесть и, следовательно, любимая царями и воинами; Абхичарика (Abhicharika) — устрашающие аспекты божества, почитаемые теми, кто готовится к битве с врагами.

Стханака (Sthanaka) — Вишну в положении стоя.
Асана (Asana) — Вишну в сидячем положении.
Шайяна (Sayana) — Вишну возлежит.

 
 

ИНКАРНАЦИИ ВИШНУ

Образ Вишну — яркий пример того, какие значительные изменения могут претерпевать в индуистском пантеоне статус божества и приписываемые ему функции в зависимости от трансформации религиозного сознания верующих и требований времени. В Ригведе образ Вишну был связан с Солнцем и занимал в вторичные позиции по сравнению с другими божествами. Но уже в «Махабхарате» и Пуранах это божество заняло одно из самых значительных мест в индуистском пантеоне, сохранившееся за ним и до настоящего времени — Вишну оказался богом-охранителем, а основными его чертами стали постоянство, целостность и неизменность. Со временем на Вишну распространились характеристики других богов, в том числе очень популярных среди простого народа. Это произошло благодаря возникновению концепции аватар — многочисленных земных воплощений Вишну.

Великая эпическая поэма «Махабхарата» объявляет бога Кришну одним из воплощений Вишну. В контексте «Махабхараты» Кришна почитается в основном как мудрый наставник воинов, даровавший им священную песнь Господа — «Бхагавадгиту». Позднее Вишну в образе Кришны перестал восприниматься преимущественно в связи с ипостасью воина и вероучителя, а основным его качеством стала нежная любовь, которой он платит своим преданным почитателям.

Со временем Вишну также перенял зооморфные воплощения, изначально приписываемые Брахме (черепаха, вепрь, рыба). Вероятно, данные метаморфозы происходили с образом Вишну в течение продолжительного времени и явились результатом взаимовлияния различных индийских религиозных культов.

Позже выделились 22, иногда 24 основных инкарнации Вишну. Кроме того, различные тексты упоминают разные имена. Число инкарнаций затем сократилось до канонических десяти.

Десять воплощений признаются наиболее значительными: Матсья — рыба (Matsya), Курма — черепаха (Kurma), Вараха — вепрь (Varaha), Нарасимха — человек-лев (Narasimha), Вамана — карлик (Vamana), Парашурама (Parasurama), Даса-атхарама (Dasa-atharama), Кришна (Krishna), Будда (Buddha) и Калки (Kalki), в образе которого Вишну должен воплотиться в будущем.

 
 

МАТСЬЯ АВАТАРА (MATSYA AVATARA)
ИНКАРНАЦИЯ В ОБРАЗЕ РЫБЫ


Священные книги часто обращаются к легенде о Великом Потопе, который опустошил мир.

Вишну, Защитник, появляется в данном случае в форме великой рыбы и спасает Ману (Manu), первочеловека, прародителя новой человеческой расы. Подобно ветхозаветному Ною, Ману избран на роль первочеловека как великий праведник во времена всеобщего греха.

Приводятся различные версии потопа. Пуранические сказания говорят нам, что кроме Ману также были спасены Семь Божественных Риши (Manas-putras), или наделенные разумом дети Брахмы вместе с их женами, и благодаря этому мир позже снова был заселен людьми.

В икографическом представлении данной инкарнации Вишну выступает в образе полурыбы-получеловека, причем нижняя его половина рыбья. В четырех руках он несёт раковину и колесо, две руки в благодающей и защитной позициях. Он носит Кирита-корону (Kirita-mukuta) и другие традиционные для Вишну украшения.

 
 

КУРМА АВАТАРА (KURMA AVATARA)
ИНКАРНАЦИЯ В ОБРАЗЕ ЧЕРЕПАХИ

Боги индуизма очень часто вступают в битву с демонами. Демоны практикуют строгий аскетизм, приобретая при этом всевозможные способности, присущие богам, и тогда объявляют богам войну. В одном из таких случаев, когда демоны одержали победу над богами, боги обратились к Вишну с просьбой помочь им вернуть былую мощь. Вишну посоветовал богам заключить мир с демонами и начать пахтать океан с целью добычи нектара Амриты (Amrita), который сделает их бессмертными.

Тогда боги заключили мир с Асурами (Asuras), вместе с демонами собрали все виды растений и трав и бросили их в океан, подняли великую гору Мандару (Mandara) и использовали её в качестве мутовки (стержня для взбалтывания), а змея Васуки (Vasuki) в качестве каната для вращения стержня.

Но Земля начала опускаться под тяжестью горы. Тогда Вишну принял форму гигантской черепахи и опустился под гору Мандару. Его гигантский панцырь послужил в качестве опоры, на которой гора могла вращаться. Из океана появился нектар, который дал бессмертие и могущество богам.

В иконографическом представлении данной инкарнации Вишну изображается получерепахой-получеловеком, нижняя его половина черепашья. Он несёт в двух руках раковину и колесо, в то время как две другие руки в благодающей и защитной позициях.

 
 

ВАРАХА АВАТАРА (VARAHA AVATARA)
ИНКАРНАЦИЯ В ОБРАЗЕ ВЕПРЯ

Вишну принял форму вепря, чтобы спасти богиню Земли Притхви (Prithvi) от власти демона Хираньякши (Hiranyakha). Во времена Великого Потопа Земля была погружена под воду. Это поставило в угрожающее положение всю жизнь на Земле. В этот критический момент Вишну принял форму гигантского вепря и, нырнув в глубины вод, после продолжительной борьбы убил демона и освободил Землю.

В скульптурных представлениях богиня-Земля показывается в человеческой форме, возвышаясь в бивнях человека-вепря, что является символическим изображением освобождения Мира от потопа пороков силой Верховного Божества.

Эпическая поэма Рамаяна (Ramayana) приписывает подъем Земли Брахме. Вишну, Линга и Гаруда-Пураны (Vishnu, Linga и Garuda-Puranas) также приписывают этот подвиг Брахме, однако они идентифицируют Брахму и Вишну. Инкарнация вепря по-разному описывается в различных текстах. Скульптурное представление в этих текстах также различается.

В различных источниках описываются три вариации: Бхувараха, Адивараха и Нривараха; Йаджнавараха; Пралайявараха.

БХУВАРАХА (BHUVARAHA)

НАРУЖНОСТЬ
Он имеет лицо вепря и тело человека. Лицо вепря должно быть направлено вверх, чтобы оно могло касаться груди Богини Земли.
ПОЛОЖЕНИЕ НОГ
Правая нога должна быть согнута и расположена на украшенном драгоценностями капюшоне змея Адишешы (Adisesha), рядом со змеем расположена его супруга.

РУКИ
Он четырехрукий. Две руки несут раковину и колесо. Одна левая рука поддерживает Богиню Землю, которая сидит на согнутой в колене правой ноге Господа. Одна правая рука обнимает талию богини.
БОГИНЯ ЗЕМЛЯ
Она должна быть убрана цветами и украшениями, сидеть на правой ноге Господа, обе ноги свешены. Ее поднятое лицо должно быть направлено к Господу и выражает великую радость богини, вызванную ее освобождением.
Конец ее руки должен касаться груди Господа. Фигура богини должна быть выполнена в пропорциях Панча-тала.
ВАРИАЦИИ
Он может нести булаву и лотос в двух своих руках и поддерживать на своем клыке Богиню Притхви.. В этой форме одна его ступня должна располагаться на капюшоне Адишешы, другая — на черепахе. Одна из правых рук должна лежать на его боку. Богиня Земля может сидеть на левом локте Господа, она несёт голубой лотос.

ЯДЖНАВАРАХА (YAJNAVARAHA)

НАРУЖНОСТЬ
Вишну как Вараха должен сидеть в симхасане (simhasana) со свисающей правой ногой, его фигура убрана украшениями.
РУКИ
Четыре. Две должны нести раковину и колесо.
ЛАКШМИ (LAKSHMI)
Справа от него его супруга Лакшми. Она сидит со свисающей правой ногой, несёт лотос в левой руке, правая рука лежит на лотосовом пьедестале.
БОГИНЯ ЗЕМЛЯ
Бхудеви (Bhudevi) сидит со свешенной левой ногой слева от Господа . Она несёт голубой лотос в левой руке, правая рука лежит на пьедестале. Лицо ее повернуто к Господу и выражает удивление.

ПРАЛАЙЯВАРАХА (PRALAYAVARAHA)

НАРУЖНОСТЬ
Вишну как Вараха сидит в симхасане со свешенной правой ногой.
РУКИ
Четыре. Две руки держат раковину и колесо, передняя правая в позиции защиты, в то время как передняя левая лежит на бедре.
БОГИНЯ ЗЕМЛЯ
Она сидит на том же пьедестале, что и Вараха, со свешенной правой ногой. Она несёт голубой лотос в левой руке, правая рука лежит на пьедестале.


Варахи

 
 

НАРАСИМХА АВАТАРА (NARASIMHA AVATARA)

Вишну принимал образ получеловека-полульва для уничтожения демона Хираньякашипу (Hiranyakasipu), который доставлял беспокойство богам. Хираньякша (Hiranyaksha) и Хираньякашипу были двумя сыновьями Кашьяпы (Kasyapa) и Дити (Diti). Пуранические тексты говорят нам, что они были Джая (Jaya) и Виджая (Vijaya), двумя привратниками Вишну, которые навлекли на себя его недовольство и были прокляты родиться демонами и стать врагами Вишну в нескольких воплощениях. Хираньякашипу получил особые преимущества от Брахмы, сделавшего его настолько неуязвимым, что его невозможно было уничтожить ни человеку, ни животному, ни днем, ни ночью, ни внутри дома, ни снаружи, и не было оружия, способного причинить ему вред. Дав Хираньякашипу все эти преимущества, Брахма сам стал беспомощным. Когда демон направил свою силу против богов, Вишну принял форму человека-льва и в ночное время, сидя на пороге дворца демона, разорвал Хираньякашипу своими когтями.

Образы Нарасимхи бывают трех типов:
1. Гириджа-Нарасимха (Girija-Narasimha),
2. Шауна-Нарасимха (Sthauna-Narasimha),
3. Янака-Нарасимха (Yanaka-Narasimha).

ГИРИДЖА-НАРАСИМХА
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Нарасимха сидит на лотосовом пьедестале, ступни его стоят на поверхности пьедестала, ноги скрещены, спина слегка согнута. Его ноги удерживаются в этой позиции пояском Йогапатта (Yoga-patta) (чтобы легче сохранять такое положение).

РУКИ
Кевала-Нарасимха (Kevala-Narasimha) (другое его имя) имеет две или четыре руки. Когда он имеет четыре руки, то верхняя правая держит колесо, верхняя левая — раковину. Другие две руки вытянуты вперед и покоятся на коленях.

ШАУНА-НАРАСИМХА
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Нарасимха сидит на львином пьедестале (симхасана) свесив правую ногу. Его шея покрыта густой гривой. Он имеет острые изогнутые клыки.
РУКИ
Четыре. В двух задних руках он несёт раковину и колесо. Его передняя правая рука находится в позиции защиты, в то время как передняя левая — в благо дающей позиции.
либо
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Хираньякашипу должен быть распростерт на левом бедре Нарасимхи, который может находиться в позиции трибханга (tribhanga) (тело изогнуто в трех местах). Двумя руками он разрывает брюхо демона.
РУКИ
Он должен иметь двенадцать или шестнадцать рук. Двумя руками он вскрывает брюхо демона, двумя вынимает внутренности демона. Одна правая рука держит ноги демона, одна — меч (кхаджа), в то время как еще одна держится в позиции защиты. Одна левая рука держит корону демона и поднята для нанесения ему удара.

Если образ Нарасимхи имеет восемь рук, то две вскрывают брюхо демона, две тянут наружу внуттренности демона, остальные четыре несут раковину, булаву, колесо и лотос.
Демон Хираньякашипу вооружен мечом и щитом.
СОПРОВОЖДАЮЩИЕ БОГИ
Шридэви (Sridevi), Бхудэви (Bhudevi), Нарада (Narada) со своей лютней и Прахлада (Prahlada), сын демона, который является поклонником Вишну, изображаются по одну из двух сторон от Бога. Восемь сторон света также сопровождают Нарасимху.

ЯНАКА-НАРАСИМХА
ВАХАНА
Орел или Змей Адишеша.
РУКИ
Четыре. Две несут раковину и колесо. В писаниях ничего не говорится о двух других руках.

 
 

ВАМАНА АВАТАРА (VAMANA AVATARA)
ТРИВИКРАМА
(TRIVIKRAMA)

Происхождение воплощения Вишну в образе Ваманы может быть возведено к особому свойству Вишну — его способности при помощи гигантских шагов преодолевать Землю, Небо и др. Бали (Bali), внук Прахлады (Prahlada), с помощью сурового аскетизма добился многих милостей от богов. Благодаря его великому благочестию, он получил власть над тремя мирами — небом, землей и подземным миром, или адом. В результате Индра (Indra) потерял свое божественное царство, и тогда его мать Адити (Aditi) умолила Вишну помочь ее сыну и богам отвоевать их царство обратно. Господь, следовательно, воплотился как сын Адити.

Он предстал перед королем Бали как юный мальчик Брахмана (Brahmana) в тот момент, когда король принимал участие в принесении жертвы Вишну как Яджна-Пуруше (Yajna-Purusha). Наставник Бали Шукрачарья (Sukracharya) посоветовал Бали не давать каких-либо обещаний юному Брахмане, поскольку он являлся никем иным, как самим Вишну. Несмотря на это благородный Бали воспринял общество Вишну как великую честь. Он предложил юному мальчику Брахмане просить его о чем угодно, после чего последовала просьба мальчика отмерить тремя шагами пространство, на котором он мог бы сидеть в медитации.

Просьба Ваманы была удовлетворена, карлик преобразился и стал Тривикрамой (гигантская форма). Первым шагом он переступил через небо, вторым — через землю. Король Бали предложил поставить третий шаг на его королевскую голову, так как другого свободного места уже не осталось. Умиротворенный Вамана не стал делать третьего шага и разрешил Бали отправиться в нижний мир вместе с войсками демонов и властвовать там. Индра возвратил себе небесное царство.

Скульптурные представления.

ВАМАНА
РОСТ
Вамана должен быть выполнен с системе мер Панча-тала. Его рост должен составлять 56 ангула.


РУКИ
Две. В одной он несёт сосуд, в другой - зонтик. Он носит кольцо из травы Куша (Kusa) на третьем пальце, также несёт книгу.
ОБЩЕЕ
Пучок волос Ваманы завязан в узел. Он носит в ушах украшения (серьги) и оленью шкуру, а ткже набедренную повязку, прикрывающую тело.

ТРИВИКРАМА
РОСТ
Он имеет гигантские размеры. Рост его составляет 124 ангула.
ПОЗИЦИЯ НОГ
Его правая нога должна плотно стоять на земле. Левая нога поднята для совершения гигантского шага. Она должна быть поднята до уровня правого колена, пупка или лба.


РУКИ
Четыре или восемь. Если он имеет четыре руки, то одна правая рука держит раковину, кисть другой руки держится поднятой вверх. Одна левая рука несёт колесо. Другая левая рука вытянута параллельно поднятой вверх ноге. Дополнительно эта рука может быть в защитной или благодающей позициях.
СОПРОВОЖДАЮЩИЕ
Индра показывается держащим зонтик над головой Тривикрамы. Варуна (Varuna) и Вайю (Vayu) стоят с двух сторон и держат опахала. Над ними Солнце и Луна. Рядом с ними Саньяса (Sanyasa), Санака (Sanaka) и Санаткумара (Sanatkumara). Брахма держит поднятую ступню Тривикрамы и обмывает ее водой, струящейся из сосуда. Шива сидит немного выше пупка Тривикрамы со сложенными руками. Ракшаса Намучи (Rakshasa Namuchi) стоит подле ноги Тривикрамы со сложенными руками. Вахана Вишну Гаруда показывается слева избивающей крыльями Шукрачарью за его совет Бали. Справа стоит Вамана держа свой зонт и в ожидании дара Бади. Бали стоит держа в своих руках золотой сосуд, позади него стоит его жена. Выше Тривикрамы находится Джамбаван (Jambavan), производящий победную барабанную дробь.

 
 

ПАРАШУРАМА АВАТАРА (PARASURAMA AVATARA)

Вишну родился как Парашурама с единственной целью — истребить касту Кшатриев (Kshatriya). Древняя Индия была свидетелем долгой и ожесточенной борьбы между кастой жрецов, Брахманов (Brahmanas), и кастой воинов, Кшатриев, за верховенство. Цари пытались отстоять высший авторитет класса Брахманов. В этой борьбе между двумя классами каста жрецов в конечном итоге преуспела. История Парашурамы — повествование об окончательном триумфе жреческой касты над кастой воинов Индии.

Вишну-Пурана (Vishnu-Purana) в числе других описывает во всех деталях историю Парашурамы. Парашурама был сыном Ренуки (Renuka) и Джамадагни (Jamadagni). Некогда царь, именуемый Картавирья (Kartavirya), во время охоты посетил хижину отшельника Джамадагни. Джамадагни щедро угостил царскую свиту с помощью своей коровы Сабалы (Sabala), которая могла выполнить любое желание. Царь, восхищенный чудесными качествами коровы, попросил мудреца отдать ему чудесное животное. Мудрец ответил Катавирье отказом, и тогда сын царя убил Джамадагни.

Во время возвращения царя с охоты Парашурама узнал о случившемся и придя в ярость от совершенного святотаства, погнался за Картавирьей, настиг его и убил в бою. После этого Парашурама поклялся отомстить всему племени Кшатриев. По прошествии двадцати одного века он очистил мир от мужчин-воинов — представителей касты Кшатриев. Совершив все эти убийства, он выполнил искупительные ритуалы, предоставил верховенство в мире Брахманам и удалился в горы.

Парашурама в скульптуре.

ОБЩЕЕ
Рост Парашурамы должен быть 120 ангула. Он должен носить джата-корону и священный шнур, а также оленью шкуру.
РУКИ
Две или четыре. Если он имеет две руки, правая должна держать парашу (боевой топор), левая — в сучи-мудра (suchi-mudra) — указание на что-либо. Если он имеет четыре руки, он должен нести в них боевой топор (парашу), меч (кхаджа), лук и стрелу.

 
 

РАМА АВАТАРА (RAMA (RAMACHANDRA) AVATARA)

Это одна из наиболее популярных инкарнаций Вишну. Рама, сын Дашаратхи (Dasaratha), царь Айодхьи (Ayodhya), герой великого Индийского эпоса Рамаяны (Ramayana), в котором описана легенда об эмиграции Ариев (Aryan) на юг. Рама — совершенный царь, сын и брат. Рамаяна описывает сказание об этом бесподобном принце и его прекрасной и добродетельной жене Сите (Sita).

Иконографическое представление.

Общее.
Шри-Рама стоит в позе трибханга (tribhanga) (тело изогнуто в трех местах).

Руки.
Две. Правая держит стрелу (бана), левая — лук.

Корона.
Носит кирита-корону.

Спутники.
Сита (Sita) — его жена Сита прямо стоит с правой стороны от него. В высоту она доходит до плеча Рамы. В левой руке она держит голубой лотос, в то время как правая рука свободно свешена. Сита носит каранда-корону.
Лакшамана (Lakshamana) — Он стоит слева от своего старшего брата Рамы. В высоту он доходит до ушей брата. Лакшамана богато урашен и держит в двух свих руках лук и стрелу.
Хануман (Hanuman) Обезъяний бог стоит чуть справа напротив Рамы и в высоту доходит до груди, пупка или бедра Рамы . Имеет две руки. Правая рука расположена на устах, в то время как левая свободно свешена до уровня колена.
Другие два брата Рамы Бхарата (Bharata) и Шатругхна (Shatrughna) также сопровождают его. Оба имеют по две руки, в которых держат луки и стрелы.

ХАНУМАН (HANUMAN)

Культ Ханумана, божественного царя обезьян, очень популярен по всей Индии, особенно среди сельского населения.

Хануман — одно из главных действующих лиц знаменитой эпической поэмы Рамаяна, в которой он предстает воплощением преданного служения Господу и верности ему. Помогая Раме в розысках похищенной демоном Раваной супруги Ситы, Хануман явил множество сверхчеловеческих возможностей и искреннюю преданность Раме. Узнав, что Равана держит Ситу на отдаленном южном острове Ланке, Хануман одним гигантским прыжком перелетел через океан и оказался на Ланке. Схваченному врагами, ему удалось при помощи своего тлеющего хвоста спалить весь населенный демонами остров и вернуться к Раме. Во время осады войском Рамы Ланки, Хануман явил множество чудес, желая помочь своему покровителю. Дважды он гигантскими прыжками летал в Гималаи за необходимыми для лечения раненых травами. Когда целебный корень требовался Раме, и медлить было нельзя, Хануман, не тратя времени на поиски, доставил с собою на Ланку целую гору. Когда Рама одержал победу над Раваной, Хануман захотел остаться на Ланке, и его желание было исполнено. В каждом посвященном Раме храме обязательно есть изображение Ханумана, считается, что оно уничтожает все зло вокруг.

Праздник Хануман-джаянти. День рождения Ханумана — Хануман-джаянти — широко отмечается по всей стране в марте-апреле. Люди собираются в храмах, где статуе Ханумана красной краской, смешанной с топленым маслом, рисуются новые одеяния, и она празднично украшается. Во время этого праздника все постятся. В храмах нараспев читается Рамаяна, особенно ее эпизоды, связанные с любовью, которую Хануман испытывал к Раме, и Хануман-чалиса-гимны, восхваляющие Ханумана.

Иконография Ханумана.

Существуют разные изображения Ханумана, но чаще всего его можно увидеть двуруким и одноголовым, с хвостом, петлей закрученным над головой. У него обычно мускулистое развитое тело и голова обезьяны. Хануман может являться в десяти обличьях, в одном из которых (Хануман Панчмукхи (Panchmukhi)) у него десять рук и пять голов — одна обезьянья, другие принадлежат Гаруде, лошади, вепрю и льву, то есть различным воплощениям Вишну.

 
 

КРИШНА АВАТАРА (KRISHNA AVATARA)

Это чрезвычайно популярная инкарнация Вишну. Культ Кришны настолько популярен, что его приверженцы смотрят на него не только как на простое воплощение Вишну, но как на самого Всевышнего Господа. Рожденный Васудевой (Vasudeva) и Деваки (Devaki), он был принесен в жилище Яшода (Yasoda) его отцом во избежание захвата Кришны шурином Васудевы (двоюродным братом Деваки), царем Камса (Kamsa), которому было предсказано, что восьмой по счёту ребенок Деваки станет причиной смерти Камса.

Наривамша (Harivamsa), Шримад-Бхагавата (Srimad-Bhagavata), Вишну-Пурана (Vishnu-Purana) и другие писания повествуют о подвигах Кришны. В средней Индии Кришна является великим символом многих добродетелей. Он величайший государственный деятель, воин и герой, великий философ и учитель. Он великий толкователь «Божественной Песни», Бхагавад-Гиты (Bhagavat-Geeta).


Кришна Венугопал

Иконографическое представление.

Общее.
Кришна должен быть одет в красные одеяния и богато украшен. Он носит кирита-мукута. В цветных изображениях цвет кожи Кришны темно-синий.
Руки.
Две. Правая рука держит искривленный посох, в то время как левая поднята и согнута в локте. Он может нести в этой руке раковину.
Спутники.
Рукмини (Rukmini) справа от Кришны. Она имеет декоративную прическу, украшенную цветами. несёт цветок лотоса в левой руке, в то время как правая свободно свешена. Она первая жена Кришны.
Сатьябхама (Satyabhama), другая жена Кришны, предстает справа от него. Носит декоративную прическу. Она держит цветок в правой руке, в то время как левая свободно свисает вниз.
Жены Кришны могут носить каранда-корону.

Кришна как Венугопал (Venugopal, Venugopalan) — Кришна, играющий на флейте.

В этой форме главным атрибутом Кришны является флейта. Может иметь две или четыре руки. Две руки — в них он держит флейту, играя на ней. Четыре руки — в двух передних держит флейту, в двух других несёт колесо (чакра) и раковину (санкха).

БАЛАРАМА (BALARAMA)

Баларама — один из сыновей Вишну, брат Кришны, причем иногда оба брата считаются не детьми, а аватарами — земными воплощениями самого Вишну.

Согласно Вишну-Пуране, Вишну вырвал из своей головы пару волос, черный и белый, и поместил их во чрево Деваки (Devaka), которая начала после этого вынашивать двух сыновей. Перед самым рождением оба младенца были чудесным образом перенесены во чрево Рохини (Rohini). Это было сделано для того, чтобы спасти детей от смерти от рук жестокого правителя Канса, преследовавшего потомков Вишну. После появления на свет братьев Кришны и Баларамы оказалось, что у Баларамы светлая кожа, а у Кришны — тёмная. Из всех потомков-воплощений Вишну братья больше всех были похожи на обыкновенных людей. Оба они были подвержены человеческим слабостям, в них не было святой праведности, присущей другим аватарам Вишну, например, Раме. Когда однажды Балараме нужно было подойти к реке Ямуна, чтобы совершить омовение в её водах, он потребовал у реки, чтобы она текла ближе к нему, и угрожал Ямуне своим плугом до тех пор, пока та не исполнила его требование.

Обычно Балараму изображают юношей, несущим на плече дубину или плуг, а иногда и то, и другое.

 
 

БУДДА АВАТАРА (BUDDHA AVATARA)

Воплощение Вишну как Гаутамы Будды (Gautama Buddha) не признается Буддистами. Данная инкарнация является символом глубокой неприязни, которую Индуисты испытывают по отношению к Буддистам, их полное неуважение к Буддийским учениям. Бхагавата Пурана (Bhagavata Purana) говорит, что «в форме Будды Вишну вводит в заблуждение еретиков (то есть Буддистов). Иными словами, воплощенное Божество проповедует заслуживающее осуждения заблуждение.

Пурана говорит о Будде как о сыне неведения — Аджняны (Ajnana), рожденном для введения в заблуждение врагов богов. Как Будда, Вишну посоветовал Асурам (Asuras) отказаться от Вед, вследствие чего они потеряли всю свою силу, и дал таким образом возможность Богам (Сурам (Suras)) установить свое превосходство. Буддисты относились к беззащитным людям, поскольку они не приемлют защиту Вед.

Иконографическое представлени

ОБЩЕЕ
Короткие волнистые волосы. На ступнях и ладонях должны быть начертаны знаки лотосов. Он должен быть спокойным и умиротворенным, приятной наружности. Должен сидеть на лотосном пьедестале. Мочки его ушей должны быть вытянуты. Имеет желтые одеяния.
РУКИ
В благодающей и защитной позициях.

 
 

КАЛКИ АВАТАРА (KALKI AVATARA)

Вишну еще не воплощался в этом образе. Он спустится в виде Калки в конце настоящего мирового периода, являющегося Кали-югой (Kali-yuga), или Темным Веком. Как иудеи ожидают пришествия Мессии, Индуисты ожидают появления Калки, который разрушит все зло мира, рассеет тьму и снова возвестит о наступлении Золотого Века (Крита-юги (Krita-yuga)).

Агни-Пурана (Agni-Purana) повествует о том, что люди в Кали-югу начнут совершать ошибочные действия, подобные межкастовым бракам, отрицанию авторитета Вед, невыполнению Ведических ритуалов и другим. Варвары установят власть во внешней жизни. Тогда Вишну появится как Калки сидя верхом на белом коне, с мечом, сверкающим словно комета. Он истребит варваров, восстановит авторитет Вед и касты. Он возвестит о приходе Новой эры — эры чистоты, справедливости и мира, после чего вернется на небеса.

Иконографическое представление.

ОБЩЕЕ
Лицо лошади и тело человека, либо подобен обычному образу Вишну.
РУКИ
Держит раковину, колесо, меч (кхаджа), щит (khetaka). Когда он сидит верхом на коне, несёт лук и стрелу. Калки может также нести меч (кхаджа), лук, колесо и раковину.

 
 
наверх