КРАТКИЙ ИДЕНТИФИКАТОР БОГОВ И БОГИНЬ 1. АТРИБУТЫ БРАХМА (BRAHMA) ВИШНУ (VISHNU) ШИВА (SIVA) ШИВА МАХЕША-МУРТИ (SIVA MAHESA-MURTI) ДАКШИНА-МУРТИ-ШИВА (DAKSHINA-MURTI-SIVA) НАТАРАДЖА-ШИВА (NATARAJA-SIVA) СКАНДА (SKANDA), КАРТТИКЕЙЯ (KARTTIKEYA) ГАНЕША (GANESA) ВИРАБХАДРА (VIRABHADRA) С этого момента под пунктом 5. приводятся Положение тела или Поза. ШЕШАШАХИ-ВИШНУ (SHESHASHAHI-VISNU) ЛАКШМИ-НАРАЯНА (LAKSHMI-NARAYANA) РАМА (RAMA) КРИШНА (KRISHNA) БРАХМАНИ (BRAHMANI) МАХЕШВАРИ (MAHESVARI) КАУМАРИ (KAUMARI) С этого момента под пунктом 2. приводятся Ваханы-животные. ВАЙШНАВИ (VAISHNAVI) ВАРАХИ (VARAHI) ИНДРАНИ (INDRANI) ЧАМУНДА (CHAMUNDA) ПАРВАТИ (PARVATI) ГАУРИ (GAURI) МАХАЛАКШМИ (MAHALAKSHMI) САРАСВАТИ (SARASVATI) ИНДРА (INDRA) АГНИ (AGNI) ЯМА (YAMA) НИРРУТИ (NIRRUTI) ВАРУНА (VARUNA) ВАЙЮ (VAYU) КУБЕРА (KUBERA) ИШАНА (ISANA) СУРЬЯ (SURYA) | ||
ИДЕНТИФИКАТОР >>> Брахма |
ТРИМУРТИ Индуистская триада включает в себя Брахму, Вишну и Шиву (Brahma, Vishnu, Siva) — Создателя, Защитника и Разрушителя, манифестирующих соответственно созидательную, защитную и разрушительную энергии Всевышнего Бога. Брахма олицетворяет Раджас-гуну (Rajo-guna) — качество страсти и желания, причину создания. Шива олицетворяет Тамас-гуну (Tamo-guna) — атрибут мрака и разрушительное пламя, которым поглощается мир. Вишну олицетворяет Саттва-гуну (Sattva-guna) — энергию милосердия и добродетели, которой мир охраняется. Создание началось с того, что единый Универсальный Дух пожелал разделить себя, что было вызвано Страстью. Из Камы (Kama), или Желания, вышел во внешний мир первобытный бог мужского пола Брахма, который создал три мира и всё сущее. Но акт творения влечет за собой также процессы сохранения и распада, и исходя из этого возникает необходимость в Боге-Защитнике Вишну и Боге-Разрушителе Шиве. Три этих бога, наделенные функциями создания, сохранения и разрушения, составляют основную группу Индуистских божеств. Вокруг них выросла великая система индуистских богов и богинь. БРАХМА (BRAHMA) Брахма — один из самых важных богов Индуистского пантеона. Он является причиной создания и, одновременно, создателем. Он зовется Свайямбху (Svayambhu) — саморожденный. Первоначально он был Хиранья-гарбха (Hiranya-garbha) — Золотым Зародышем. Он зовется Питамаха (Pitamaha) — Великий Отец, Камаласана (Kamalasana) — с тех пор, как он сидит на лотосе, вырастающем из пупка Вишну. Он «четырехрукий». В Ведический период Брахма не был значительным богом. Идея о создателе существовала, но создатель идентифицировался не с Брахмой. Ригведа говорит о Вишвакармане (Vishvakarman) — «творце всего». Он — Бог Отец. Он имел руки во всех четырех направлениях. Ведический Вишвакарман, вероятно, явился прототипом Пуранического (Puranic) Брахмы. Интересно заметить, что Вишвакарман связывался с солнцем с того момента, как солнечные лучи стали рассматриваться как необходимое условие для человеческой жизни и мироздания. В одном из гимнов Ригведа называет Создателем Праджапати (Prajapati). Вот почему позднее, когда Брахма стал Создателем, он отождествлялся с Праджапати Ригведы. В литературе Сутр (Sutra) Праджапати и Брахма стали отождествляться. В Пуранической литературе Брахма является Создателем. Говорится, что он породил Праджапатьев (их количество и имена различны в разных Пуранах) с целью создания живых существ. Поэтому Брахма рассматривался как Праотец (Pitamaha). Он влюбляется в одну из своих дочерей, выступающих под различными именами: Савитри, Брахмани, Сарасвати и др., и становится единым с ней. Чтобы постоянно смотреть на нее он получил четыре головы в четырех направлениях, и пятую голову, обращенную вверх. Он также имел жену, именуемую Гаятри (Gayatri). Как Шиваиты (Saivites), так и Вишнуиты (Vaishnavites) преуменьшают значение Брахмы. Он появляется из пупка Вишну сидящим на лотосе. Шива отрубает ему пятую голову в наказание за инцест. До Средних Веков Брахма имел большое значение, но после прихода Ислама он потерял свою важность. Многие легенды рисуют Брахму в неприглядном виде. Пураны предъявляют ему ложное обвинение в том, что он стал причиной смерти Агнистамбхи (Agnistambha). Еще один сюжет рассказывает о том, как Брахма, в то время как его супруга Савитри задерживалась в поездках, совершаемых в целях принесения жертвоприношений Якши (Yaksha`s), тут же находил новую жену. Савитри, приходила в ярость и проклинала его. Но, несмотря на это, Брахма пользовался авторитетом много веков после того, как распространились эти сюжеты. Иконографическое представление. Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе (Padmasana) или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки (акшамала), в другой — сосуд с водой (камандалу). Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) — счастливый и спокойный. Глаза его прикрыты в медитации. Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный — Ригведу (Rig Veda), южный — Яджурведу (Yajur Veda), западный — Самаведу (Sama Veda), северный — Атхарваведу (Atharva Veda). Четыре его руки представляют четыре стороны света. Мир возник из воды. Поэтому Брахма несёт воду в сосуде (камандалу). Четки, которые он перебирает, представляют Время. Семь Лока (Lokas), миров, представлены семью лебедями (гусями). Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани (Mani) — Землю. В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды — белый. Его вахана — лебедь или гусь. Головы Брахмы господствуют над четырьмя Странами Света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена — Сарасвати — богиней учености. У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества. Другие атрибуты Брахмы — сосуд (камандалу) для воды из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусин, акшамала), символизирующие вечность времени и высший аспект божества, связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга (пуштака) с частью текста четырех вед, священная трава (куша) и ложка (срува) для возлияния на огонь жертвенного масла. Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-мукута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит чётки, нижняя — в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая — в варада-мудре (жест дарования милости, благодеяния). Брахма — единственное божество индуизма, изображаемое бородатым, но не всегда. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане — лебеде, то в позе сукх-асана (с одной ногой, свисающей вниз). Брахме не приписывается никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева пипала, плавающего в Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца). Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии он показывается в своих высших духовных достижениях, лик выражает удовлетворение и глаза закрыты. В таком виде он почитается прежде всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, то есть удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или более женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи служат для поклонения главным образом мирянам. В его третьем аспекте (вира, то есть воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, то есть грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто намеревается уничтожить своих врагов. Встречаются изображения стоящего четырехликого, но двурукого Брахмы. Черты его безбородого переднего лика мужского типа предстают индивидуализированными, два боковых выглядят более стандартно, более одинаковыми и похожи на женские лица. Тонкая ткань, обвивающая бедра и спускающаяся почти до лодыжек, необыкновенно изящна. Пышная прическа с локонами (джата), характерными для аскета, оттеняет гладкость поверхности тела. Жесты кистей рук и пальцев изысканны и красивы. Отсутствие двух других рук объясняется тем, что здесь образ божества еще близок к человеческому. Помимо обычного шнура (яджнопавиты), необходимого для жреческой варны, свисающего через плечо, на плечо Брахмы накинута шкура оленя (аджина), тоже служащая как бы священным шнуром (аджина яджнопавита). Так как у Брахмы только две руки, он держит меньше атрибутов: в правой руке — четки (акшамала), в левой — сосуд (камандалу). Редко Брахма изображается с двумя руками и с одной головой. | ||
Краткий идентификатор <<< БРАХМА >>> Вишну |
ВИШНУ (VISHNU) Все индусы, как правило, Вайшнавы (Vaishnavites) — поклоняющиеся Вишну, Шиваиты (Saivites) — поклоняющиеся Шиве, или Шакты (Saktas) — те, которые поклоняются Шакти, Божественной Матери. Это говорит о большом авторитете Вишну — вероятно, наиболее популярного из всех Индуистских богов. Хотя в Индуистской Триаде он следует после Брахмы, Вишну превосходит его. Он Бог-Защитник. Из всех богов Индуистской Триады Вишну выглядит наиболее человечным, так как является Вседержателем. По присущим ему качествам он очень близок к человеку и, поэтому очень популярен. Вишну Ригведы понимается как солнце в трех его фазах — восходе, зените и закате. Ведический Вишну проходит сквозь небеса за три шага. Это великий подвиг Вишну, утверждающий его всеобъемлющую победу. Сделав три шага, Вишну, солнечное божество, проследовал через три мировые сферы. «Бог является проявленным в трех формах — как Агни (Agni) на Земле, Индра, или Вайю (Indra, Vayu) в воздухе, и Сурья (Surya) на небе. Он говорит, что сделал три эти шага для защиты смертных, в их интересах. Зенит соответствует названию местоприбывания Вишну. Его третий шаг не может быть увиден человеческим зрением. Это место обитания Индры. Идея о быстром преодолении пространства устойчиво ассоциируется в Ведах с Вишну. Позднее, когда в Индуизме возрасло значение жертвоприношений, связь Вишну с жертвоприношениями создала ему еще больший божественный авторитет. В послеведической литературе колесо (чакра) в его руке уподоблялось Солнцу. Гаруда (Garuda), король птиц, его ездовое животное. Он также зовется Супарна (Suparna). В Ригведе Супарна — атрибут солнца. Это подтверждает солнечное происхождение Вишну. В Пуранический период Вишну становится очень влиятельным богом, наиболее важным в Индуистской Триаде. Согласно д-ру Банерджею (Banerjea), пуранический Вишну стал синтезом трех божественных идей — богочеловека Васудевы-Кришны (Vasudeva-Krishna), Ведического Бога-Солнца Вишну и космического бога Брахманов Нараяны (Narayana). Вишну постигается в пяти его важнейших аспектах — Пара (Para) (высочайший), Вьюха (Vyuha) (излучающий), Вибхава (Vibhava) (воплощенный), Антарймин (Antarymin) (сущностный властелин бытия) и Ароча (Arocha) (иконографическое представление бога). Всевышнее предназначение Вишну — сохранение, поддержание, защита. Его воплощения (avataras) выполняли божественную работу по защите мира людей. Всякий раз, когда силы Зла начинали властвовать над человечеством, Вишну, Великий Защитник, покинув Небеса, нисходил в человеческий мир и избавлял людей от Зла. Иногда он принимал различные формы для достижения особых целей. Учение о воплощениях Вишну, вероятно, указывает на то, что некоторые его формы имеют космическую природу, в то время как другие, очевидно, основываются на реальных исторических событиях. Исторические персонажи приходили и наделялись божественными свойствами, после ухода они рассматривались как воплощения самого божества. Стоит обратить внимание на эволюцию этих воплощений от низших форм жизни к высшим — от рыбы (Matsya), черепахи (Kurma), вепря (Varaha) к получеловеку-полуживотному Нарасимхе (Narasimha), к воплощению-Карлику Вамане (Vamana) и, далее, к великим героям, наделенным многими сверхчеловеческими качествами. Доктрина инкарнаций Вишну удовлетворяет насущную потребность человека в религии с верой в личностного Бога, в Бога, имеющего человеческую природу и являющегося тогда, когда в нем возникает необходимость. Он воплощает мечту о божественном освободителе от несчастий и невзгод жизни. Иконография Вишну. Вишну сидит на Гаруде (Орле). Он имеет один лик и четыре или более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда жёлтого цвета. Он несёт в правых руках стрелу (бана), четки (акшамала) и жезл (гада) — символ власти, которую дает высшее знание; в левых руках — шкуру, ткань и радугу. Он также держит колесо (чакра) и жезл (гада). Чакра представляет вращение мира, также как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Нет ничего быстрее и сильнее, чем разум. Восемь рук Вишну символизируют четыре стороны света и четыре промежуточные направления. Санкха (раковина) представляет небо, чакра (колесо) — воздух, гада (жезл) — свет, а лотос (падма) — воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим. Можно встретить изображения Вишну с лотосом в руке. Вишну обычно изображается возлежащим на царе змеев наге Шеша (Sesha), с сидящей у его ног супругой Лакшми (Lakshmi), другое имя которой Шри (Sri). Согласно одной из легенд, творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира («шеша» обозначает «остаток»). Шеша подобен волнам на глади океана первозданных вод. Когда к концу очередного цикла своего существования Вселенная приходит к упадку и гибели, Вишну спит на свернувшемся кольцами Шеша, защищенный от всех опасностей капюшоном царя змей, пока не почувствует в себе сил проснуться и создать Вселенную вновь, начав новый цикл её существования. ФОРМЫ ИЛИ СОСТОЯНИЯ — МУРТИ (MURTIS) Вишну могжет иметь четыре формы: Йога (Yoga) — состояние Медитации, почитается святыми и аскетами; Бхога (Bhoga) — образы, выражающие удовлетворенность мирскими удовольствиями и, следовательно, служащие предметом поклонения мирян; Вира (Vira) — выражающая доблесть и, следовательно, любимая царями и воинами; Абхичарика (Abhicharika) — устрашающие аспекты божества, почитаемые теми, кто готовится к битве с врагами. Стханака (Sthanaka) — Вишну в положении стоя. | ||
Брахма <<< ВИШНУ >>> Инкарнации Вишну |
ИНКАРНАЦИИ ВИШНУ Образ Вишну — яркий пример того, какие значительные изменения могут претерпевать в индуистском пантеоне статус божества и приписываемые ему функции в зависимости от трансформации религиозного сознания верующих и требований времени. В Ригведе образ Вишну был связан с Солнцем и занимал в вторичные позиции по сравнению с другими божествами. Но уже в «Махабхарате» и Пуранах это божество заняло одно из самых значительных мест в индуистском пантеоне, сохранившееся за ним и до настоящего времени — Вишну оказался богом-охранителем, а основными его чертами стали постоянство, целостность и неизменность. Со временем на Вишну распространились характеристики других богов, в том числе очень популярных среди простого народа. Это произошло благодаря возникновению концепции аватар — многочисленных земных воплощений Вишну. Великая эпическая поэма «Махабхарата» объявляет бога Кришну одним из воплощений Вишну. В контексте «Махабхараты» Кришна почитается в основном как мудрый наставник воинов, даровавший им священную песнь Господа — «Бхагавадгиту». Позднее Вишну в образе Кришны перестал восприниматься преимущественно в связи с ипостасью воина и вероучителя, а основным его качеством стала нежная любовь, которой он платит своим преданным почитателям. Со временем Вишну также перенял зооморфные воплощения, изначально приписываемые Брахме (черепаха, вепрь, рыба). Вероятно, данные метаморфозы происходили с образом Вишну в течение продолжительного времени и явились результатом взаимовлияния различных индийских религиозных культов. Позже выделились 22, иногда 24 основных инкарнации Вишну. Кроме того, различные тексты упоминают разные имена. Число инкарнаций затем сократилось до канонических десяти. Десять воплощений признаются наиболее значительными: Матсья — рыба (Matsya), Курма — черепаха (Kurma), Вараха — вепрь (Varaha), Нарасимха — человек-лев (Narasimha), Вамана — карлик (Vamana), Парашурама (Parasurama), Даса-атхарама (Dasa-atharama), Кришна (Krishna), Будда (Buddha) и Калки (Kalki), в образе которого Вишну должен воплотиться в будущем. | ||
Вишну <<< ИНКАРНАЦИИ ВИШНУ>>> Матсья Аватара |
МАТСЬЯ АВАТАРА (MATSYA AVATARA) Вишну, Защитник, появляется в данном случае в форме великой рыбы и спасает Ману (Manu), первочеловека, прародителя новой человеческой расы. Подобно ветхозаветному Ною, Ману избран на роль первочеловека как великий праведник во времена всеобщего греха. Приводятся различные версии потопа. Пуранические сказания говорят нам, что кроме Ману также были спасены Семь Божественных Риши (Manas-putras), или наделенные разумом дети Брахмы вместе с их женами, и благодаря этому мир позже снова был заселен людьми. В икографическом представлении данной инкарнации Вишну выступает в образе полурыбы-получеловека, причем нижняя его половина рыбья. В четырех руках он несёт раковину и колесо, две руки в благодающей и защитной позициях. Он носит Кирита-корону (Kirita-mukuta) и другие традиционные для Вишну украшения. | ||
КУРМА АВАТАРА (KURMA AVATARA) Боги индуизма очень часто вступают в битву с демонами. Демоны практикуют строгий аскетизм, приобретая при этом всевозможные способности, присущие богам, и тогда объявляют богам войну. В одном из таких случаев, когда демоны одержали победу над богами, боги обратились к Вишну с просьбой помочь им вернуть былую мощь. Вишну посоветовал богам заключить мир с демонами и начать пахтать океан с целью добычи нектара Амриты (Amrita), который сделает их бессмертными. Тогда боги заключили мир с Асурами (Asuras), вместе с демонами собрали все виды растений и трав и бросили их в океан, подняли великую гору Мандару (Mandara) и использовали её в качестве мутовки (стержня для взбалтывания), а змея Васуки (Vasuki) в качестве каната для вращения стержня. Но Земля начала опускаться под тяжестью горы. Тогда Вишну принял форму гигантской черепахи и опустился под гору Мандару. Его гигантский панцырь послужил в качестве опоры, на которой гора могла вращаться. Из океана появился нектар, который дал бессмертие и могущество богам. В иконографическом представлении данной инкарнации Вишну изображается получерепахой-получеловеком, нижняя его половина черепашья. Он несёт в двух руках раковину и колесо, в то время как две другие руки в благодающей и защитной позициях. | ||
ВАРАХА АВАТАРА (VARAHA AVATARA) Вишну принял форму вепря, чтобы спасти богиню Земли Притхви (Prithvi) от власти демона Хираньякши (Hiranyakha). Во времена Великого Потопа Земля была погружена под воду. Это поставило в угрожающее положение всю жизнь на Земле. В этот критический момент Вишну принял форму гигантского вепря и, нырнув в глубины вод, после продолжительной борьбы убил демона и освободил Землю. В скульптурных представлениях богиня-Земля показывается в человеческой форме, возвышаясь в бивнях человека-вепря, что является символическим изображением освобождения Мира от потопа пороков силой Верховного Божества. Эпическая поэма Рамаяна (Ramayana) приписывает подъем Земли Брахме. Вишну, Линга и Гаруда-Пураны (Vishnu, Linga и Garuda-Puranas) также приписывают этот подвиг Брахме, однако они идентифицируют Брахму и Вишну. Инкарнация вепря по-разному описывается в различных текстах. Скульптурное представление в этих текстах также различается. В различных источниках описываются три вариации: Бхувараха, Адивараха и Нривараха; Йаджнавараха; Пралайявараха. БХУВАРАХА (BHUVARAHA) РУКИ ЯДЖНАВАРАХА (YAJNAVARAHA) НАРУЖНОСТЬ ПРАЛАЙЯВАРАХА (PRALAYAVARAHA) НАРУЖНОСТЬ | ||
НАРАСИМХА АВАТАРА (NARASIMHA AVATARA) Вишну принимал образ получеловека-полульва для уничтожения демона Хираньякашипу (Hiranyakasipu), который доставлял беспокойство богам. Хираньякша (Hiranyaksha) и Хираньякашипу были двумя сыновьями Кашьяпы (Kasyapa) и Дити (Diti). Пуранические тексты говорят нам, что они были Джая (Jaya) и Виджая (Vijaya), двумя привратниками Вишну, которые навлекли на себя его недовольство и были прокляты родиться демонами и стать врагами Вишну в нескольких воплощениях. Хираньякашипу получил особые преимущества от Брахмы, сделавшего его настолько неуязвимым, что его невозможно было уничтожить ни человеку, ни животному, ни днем, ни ночью, ни внутри дома, ни снаружи, и не было оружия, способного причинить ему вред. Дав Хираньякашипу все эти преимущества, Брахма сам стал беспомощным. Когда демон направил свою силу против богов, Вишну принял форму человека-льва и в ночное время, сидя на пороге дворца демона, разорвал Хираньякашипу своими когтями. Образы Нарасимхи бывают трех типов: ГИРИДЖА-НАРАСИМХА РУКИ ШАУНА-НАРАСИМХА ЯНАКА-НАРАСИМХА | ||
ВАМАНА АВАТАРА (VAMANA AVATARA) Происхождение воплощения Вишну в образе Ваманы может быть возведено к особому свойству Вишну — его способности при помощи гигантских шагов преодолевать Землю, Небо и др. Бали (Bali), внук Прахлады (Prahlada), с помощью сурового аскетизма добился многих милостей от богов. Благодаря его великому благочестию, он получил власть над тремя мирами — небом, землей и подземным миром, или адом. В результате Индра (Indra) потерял свое божественное царство, и тогда его мать Адити (Aditi) умолила Вишну помочь ее сыну и богам отвоевать их царство обратно. Господь, следовательно, воплотился как сын Адити. Он предстал перед королем Бали как юный мальчик Брахмана (Brahmana) в тот момент, когда король принимал участие в принесении жертвы Вишну как Яджна-Пуруше (Yajna-Purusha). Наставник Бали Шукрачарья (Sukracharya) посоветовал Бали не давать каких-либо обещаний юному Брахмане, поскольку он являлся никем иным, как самим Вишну. Несмотря на это благородный Бали воспринял общество Вишну как великую честь. Он предложил юному мальчику Брахмане просить его о чем угодно, после чего последовала просьба мальчика отмерить тремя шагами пространство, на котором он мог бы сидеть в медитации. Просьба Ваманы была удовлетворена, карлик преобразился и стал Тривикрамой (гигантская форма). Первым шагом он переступил через небо, вторым — через землю. Король Бали предложил поставить третий шаг на его королевскую голову, так как другого свободного места уже не осталось. Умиротворенный Вамана не стал делать третьего шага и разрешил Бали отправиться в нижний мир вместе с войсками демонов и властвовать там. Индра возвратил себе небесное царство. Скульптурные представления. ВАМАНА ТРИВИКРАМА | ||
ПАРАШУРАМА АВАТАРА (PARASURAMA AVATARA) Вишну родился как Парашурама с единственной целью — истребить касту Кшатриев (Kshatriya). Древняя Индия была свидетелем долгой и ожесточенной борьбы между кастой жрецов, Брахманов (Brahmanas), и кастой воинов, Кшатриев, за верховенство. Цари пытались отстоять высший авторитет класса Брахманов. В этой борьбе между двумя классами каста жрецов в конечном итоге преуспела. История Парашурамы — повествование об окончательном триумфе жреческой касты над кастой воинов Индии. Вишну-Пурана (Vishnu-Purana) в числе других описывает во всех деталях историю Парашурамы. Парашурама был сыном Ренуки (Renuka) и Джамадагни (Jamadagni). Некогда царь, именуемый Картавирья (Kartavirya), во время охоты посетил хижину отшельника Джамадагни. Джамадагни щедро угостил царскую свиту с помощью своей коровы Сабалы (Sabala), которая могла выполнить любое желание. Царь, восхищенный чудесными качествами коровы, попросил мудреца отдать ему чудесное животное. Мудрец ответил Катавирье отказом, и тогда сын царя убил Джамадагни. Во время возвращения царя с охоты Парашурама узнал о случившемся и придя в ярость от совершенного святотаства, погнался за Картавирьей, настиг его и убил в бою. После этого Парашурама поклялся отомстить всему племени Кшатриев. По прошествии двадцати одного века он очистил мир от мужчин-воинов — представителей касты Кшатриев. Совершив все эти убийства, он выполнил искупительные ритуалы, предоставил верховенство в мире Брахманам и удалился в горы. Парашурама в скульптуре. ОБЩЕЕ | ||
РАМА АВАТАРА (RAMA (RAMACHANDRA) AVATARA) Это одна из наиболее популярных инкарнаций Вишну. Рама, сын Дашаратхи (Dasaratha), царь Айодхьи (Ayodhya), герой великого Индийского эпоса Рамаяны (Ramayana), в котором описана легенда об эмиграции Ариев (Aryan) на юг. Рама — совершенный царь, сын и брат. Рамаяна описывает сказание об этом бесподобном принце и его прекрасной и добродетельной жене Сите (Sita). Иконографическое представление. Общее. Руки. Корона. Спутники. ХАНУМАН (HANUMAN) Культ Ханумана, божественного царя обезьян, очень популярен по всей Индии, особенно среди сельского населения. Хануман — одно из главных действующих лиц знаменитой эпической поэмы Рамаяна, в которой он предстает воплощением преданного служения Господу и верности ему. Помогая Раме в розысках похищенной демоном Раваной супруги Ситы, Хануман явил множество сверхчеловеческих возможностей и искреннюю преданность Раме. Узнав, что Равана держит Ситу на отдаленном южном острове Ланке, Хануман одним гигантским прыжком перелетел через океан и оказался на Ланке. Схваченному врагами, ему удалось при помощи своего тлеющего хвоста спалить весь населенный демонами остров и вернуться к Раме. Во время осады войском Рамы Ланки, Хануман явил множество чудес, желая помочь своему покровителю. Дважды он гигантскими прыжками летал в Гималаи за необходимыми для лечения раненых травами. Когда целебный корень требовался Раме, и медлить было нельзя, Хануман, не тратя времени на поиски, доставил с собою на Ланку целую гору. Когда Рама одержал победу над Раваной, Хануман захотел остаться на Ланке, и его желание было исполнено. В каждом посвященном Раме храме обязательно есть изображение Ханумана, считается, что оно уничтожает все зло вокруг. Праздник Хануман-джаянти. День рождения Ханумана — Хануман-джаянти — широко отмечается по всей стране в марте-апреле. Люди собираются в храмах, где статуе Ханумана красной краской, смешанной с топленым маслом, рисуются новые одеяния, и она празднично украшается. Во время этого праздника все постятся. В храмах нараспев читается Рамаяна, особенно ее эпизоды, связанные с любовью, которую Хануман испытывал к Раме, и Хануман-чалиса-гимны, восхваляющие Ханумана. Иконография Ханумана. Существуют разные изображения Ханумана, но чаще всего его можно увидеть двуруким и одноголовым, с хвостом, петлей закрученным над головой. У него обычно мускулистое развитое тело и голова обезьяны. Хануман может являться в десяти обличьях, в одном из которых (Хануман Панчмукхи (Panchmukhi)) у него десять рук и пять голов — одна обезьянья, другие принадлежат Гаруде, лошади, вепрю и льву, то есть различным воплощениям Вишну. | ||
КРИШНА АВАТАРА (KRISHNA AVATARA) Это чрезвычайно популярная инкарнация Вишну. Культ Кришны настолько популярен, что его приверженцы смотрят на него не только как на простое воплощение Вишну, но как на самого Всевышнего Господа. Рожденный Васудевой (Vasudeva) и Деваки (Devaki), он был принесен в жилище Яшода (Yasoda) его отцом во избежание захвата Кришны шурином Васудевы (двоюродным братом Деваки), царем Камса (Kamsa), которому было предсказано, что восьмой по счёту ребенок Деваки станет причиной смерти Камса. Наривамша (Harivamsa), Шримад-Бхагавата (Srimad-Bhagavata), Вишну-Пурана (Vishnu-Purana) и другие писания повествуют о подвигах Кришны. В средней Индии Кришна является великим символом многих добродетелей. Он величайший государственный деятель, воин и герой, великий философ и учитель. Он великий толкователь «Божественной Песни», Бхагавад-Гиты (Bhagavat-Geeta). Иконографическое представление. Общее. Кришна как Венугопал (Venugopal, Venugopalan) — Кришна, играющий на флейте. В этой форме главным атрибутом Кришны является флейта. Может иметь две или четыре руки. Две руки — в них он держит флейту, играя на ней. Четыре руки — в двух передних держит флейту, в двух других несёт колесо (чакра) и раковину (санкха). БАЛАРАМА (BALARAMA) Баларама — один из сыновей Вишну, брат Кришны, причем иногда оба брата считаются не детьми, а аватарами — земными воплощениями самого Вишну. Согласно Вишну-Пуране, Вишну вырвал из своей головы пару волос, черный и белый, и поместил их во чрево Деваки (Devaka), которая начала после этого вынашивать двух сыновей. Перед самым рождением оба младенца были чудесным образом перенесены во чрево Рохини (Rohini). Это было сделано для того, чтобы спасти детей от смерти от рук жестокого правителя Канса, преследовавшего потомков Вишну. После появления на свет братьев Кришны и Баларамы оказалось, что у Баларамы светлая кожа, а у Кришны — тёмная. Из всех потомков-воплощений Вишну братья больше всех были похожи на обыкновенных людей. Оба они были подвержены человеческим слабостям, в них не было святой праведности, присущей другим аватарам Вишну, например, Раме. Когда однажды Балараме нужно было подойти к реке Ямуна, чтобы совершить омовение в её водах, он потребовал у реки, чтобы она текла ближе к нему, и угрожал Ямуне своим плугом до тех пор, пока та не исполнила его требование. Обычно Балараму изображают юношей, несущим на плече дубину или плуг, а иногда и то, и другое. | ||
Рама Аватара <<< КРИШНА АВАТАРА >>> Будда Аватара |
БУДДА АВАТАРА (BUDDHA AVATARA) Воплощение Вишну как Гаутамы Будды (Gautama Buddha) не признается Буддистами. Данная инкарнация является символом глубокой неприязни, которую Индуисты испытывают по отношению к Буддистам, их полное неуважение к Буддийским учениям. Бхагавата Пурана (Bhagavata Purana) говорит, что «в форме Будды Вишну вводит в заблуждение еретиков (то есть Буддистов). Иными словами, воплощенное Божество проповедует заслуживающее осуждения заблуждение. Пурана говорит о Будде как о сыне неведения — Аджняны (Ajnana), рожденном для введения в заблуждение врагов богов. Как Будда, Вишну посоветовал Асурам (Asuras) отказаться от Вед, вследствие чего они потеряли всю свою силу, и дал таким образом возможность Богам (Сурам (Suras)) установить свое превосходство. Буддисты относились к беззащитным людям, поскольку они не приемлют защиту Вед. Иконографическое представлени ОБЩЕЕ | ||
Кришна Аватара <<< БУДДА АВАТАРА >>> Калки Аватара |
КАЛКИ АВАТАРА (KALKI AVATARA) Вишну еще не воплощался в этом образе. Он спустится в виде Калки в конце настоящего мирового периода, являющегося Кали-югой (Kali-yuga), или Темным Веком. Как иудеи ожидают пришествия Мессии, Индуисты ожидают появления Калки, который разрушит все зло мира, рассеет тьму и снова возвестит о наступлении Золотого Века (Крита-юги (Krita-yuga)). Агни-Пурана (Agni-Purana) повествует о том, что люди в Кали-югу начнут совершать ошибочные действия, подобные межкастовым бракам, отрицанию авторитета Вед, невыполнению Ведических ритуалов и другим. Варвары установят власть во внешней жизни. Тогда Вишну появится как Калки сидя верхом на белом коне, с мечом, сверкающим словно комета. Он истребит варваров, восстановит авторитет Вед и касты. Он возвестит о приходе Новой эры — эры чистоты, справедливости и мира, после чего вернется на небеса. Иконографическое представление. ОБЩЕЕ | ||
Свежие комментарии