Мы вас видим!
Повсеместное распространение цифрового телевидения и плоских телевизионных панелей – безусловное благо дляпотреблителей. Но не исключено, что гораздо большую выгоду от этого получат спецслужбы – две эти технологии дают возможность наблюдать за каждым. Прямо у него дома!
В конце 1990-х телевидение стало понемногу сдавать позиции преде агрессивно наступающим интернетом.
Конечно, можно было провести дополнительные иссле¬дования телевизионной аудитории, выяснив предпочтения по каналам, тематике, времени суток и т.п. Обычно для таких исследований случайным образом выбирают опре¬деленное количество людей, согласных быть "подопыт¬ными кроликами", и к ним в дом ставят аппаратуру, отслеживающую нужные данные. С появлением цифро¬вого телевидения (в частности, IPTV) эта задача стала еще проще - данные стало возможным отслеживать на соот¬ветствующих серверах провайдеров. Однако для показа контекстной тематической рекламы телекомпаниям тре¬бовались крайне необычные сведения - в частности, что именно люди делают в тот самый момент, когда смотрят телевизор. Готовят ли они при этом завтрак? Смотрят ли передачу перед сном, лежа в постели? Одеваются ли ут¬ром перед зеркалом, проглядывая новости на экране кра¬ем глаза? Причем требовались не просто "усредненные" данные (пусть даже на базе исследований сотен тысяч че¬ловек), а о каждом - да, именно о каждом! - абоненте.
Неразрешимая проблема
С этой на первый взгляд неразрешимой проблемой представители телевещательной компании NeoBroad об¬ратились в американскую научно-исследовательскую кор¬порацию FICTUM (Factual Integrated Collection and Trends Unification Methods, "Фактический сбор (данных) и мето¬ды унификации тенденций"), которая как раз специализи¬ровалась на подобных задачах. Исследовательский отдел корпорации (Department of Advanced Concepts, DAC) в то время возглавлял легендарный канадец с французскими корнями - доктор Николя Панье, долгое время прорабо¬тавший в недрах американского ВПК.
Первоначальная идея инженеров FICTUM была очень простой - она состояла в том, чтобы установить во все телевизоры видеокамеры. Однако от такого "лобового" решения задачи почти сразу же отказались (в то время камеры были еще достаточно дороги и не слишком ком¬пактны, а речь шла о том, чтобы встроить камеру в каж¬дый телевизор, то есть о сотнях тысяч или даже миллионах штук!). И тогда Николя Панье, который много лет занимал¬ся разработкой самолетов-невидимок и фазированных радаров в американских оборонных компаниях, выдвинул гениальную идею. Он предложил использовать для сбора данных... сам экран телевизора.
По ту сторону экрана
"Известно, что практически любой динамик может работать в качестве микрофона, - вспоминает Николя. - Вот я и по¬думал: а почему нельзя заставить экран работать как сенсор камеры? Ведь подслоем жидких кристаллов уже расположены светочуствительные полупроводниковые элементы – транзисторы, управляющие матрицей. При попадании на них света снаружи получите отклик". Именно в этом на¬правлении и начала работать группа Панье - ученые зани¬мались регистрацией изменения управляющего сигнала, подаваемого на транзисторы активной матрицы, в зависи¬мости от распределения освещения экрана снаружи.
Исследования заняли полгода. После этого группа Панье столкнулась с очередной почти нерешаемой зада¬чей - требовалось расшифровать полученные данные. Экран телевизора не оснащен никакими оптическими сис¬темами, поэтому ни о каком "изображении" не могло быть и речи. Тут Панье помог его прошлый опыт: ведь у фазиро¬ванной антенной решетки (ФАР) радара тоже нет фокуси¬рующих систем. Взяв за основу алгоритмы восстановления радарного сигнала, Панье уже к 2000 году построил про¬тотип системы, способной "подглядывать" за тем, что про-
исходит перед экраном телевизора. Причем для этого не требовалось никакого аппаратного вмешательства в схему телевизора - решение работало на уровне "прошивок" (микропрограмм) STB-приставки (Set Top Box, декодер кабельного телевидения) и телевизора, которые можно было обновить удаленно через сеть по команде оператора (данные о модели телевизора для выбора соответствую¬щей прошивки провайдер получал от STB).
После этого оператор мог видеть довольно размытое изображение того, что творилось в домах абонентов, -лишь бы телевизор был включен. С плазменными панеля¬ми все оказалось проще: в целях экономии ресурса экрана производители оснащали их датчиками освещенности для автоматической регулировки яркости и контрастности. При модификации изображения (невидимой для человеческо¬го глаза), снимая сигнал сдатчика освещенности, можно было восстановить картину обстановки в комнате с доста¬точно высоким разрешением.
Всевидящее око
В 2001 году на эти две технологии, объединенные под на¬званием Omniscience ("Всеведение"), был получен патент с формулой "Метод восстановления изображения с помо¬щью регистрации интенсивности и фазы отраженного мо¬дулированного излучения распределенного двумерного набора светоизлучающих элементов ". Однако, ознакомив¬шись с результатами исследований, компания NeoBroad использовать технологию Omniscience так и не решилась. Во-первых, руководство телекомпании боялось, что это будет расценено абонентами как вторжение в их личную жизнь, а во-вторых, для целей телевещателей "подсмат¬ривание" за абонентом было бесполезным - ведь нельзя же посадить множество операторов, определяющих, чем занимается в данный момент абонент! Для определения "контекста" была необходима автоматизация, что требова¬ло изрядных финансовых вложений. По тем же причинам другие телекомпании также не проявили интереса к новой технологии. Зато она заинтересовала тех, кого принято на¬зывать "рыцарями плаща и кинжала", - спецслужбы.
Действительно, технология Omniscience буквально со¬здана для сотрудников спецслужб - не нужно проникать в жилище разрабатываемого объекта и даже подходить близко. Если у объекта разработки есть кабельное те¬левидение и плоскопанельный телевизор (а у кого в на¬ши дни этого нет?), достаточно удаленно загрузить в его ТВ-декодер специальную прошивку - и вот уже оператор, сидя в штаб-квартире какой-нибудь секретной службы, наблюдает за объектом в собственном доме и слышит все его разговоры. И можно хоть десять раз проверить все по¬мещение на предмет наличия "жучков" и "закладок", но никто даже не догадается, что его выдает собственный те¬левизор.
Спецслужбы США быстро оценили потенциал Omni¬science и постарались изъять и засекретить все материалы, связанные с этой технологией. Панье и всем сотрудникам его отдела, принимавшим участие в разработке, выплатили крупные компенсации за подписку о неразглашении. Поэтому подробности об этой технологии стали известны только через семь лет после событий, когда действие подписки истекло.
По эту сторону океана
Не стоит думать, что проблемы эти касаются только заоке¬анских абонентов. Несмотря на то что патентные докумен¬ты были изъяты и засекречены, джинн уже был выпущен из бутылки: на протяжении почти двух месяцев патент был доступен всем желающим. По некоторым данным, спец¬службы из России и еще нескольких европейских стран -разумеется, под видом мирных операторов цифрового кабельного телевидения - успели скопировать докумен¬тацию, а инженеры правительственных ведомств этих стран в последующие годы вовсе не сидели сложа руки. Например, в России совсем не случайно "очень удачно" в дополнение к "прослушке" телефонов СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оператив¬но-розыскных мероприятий) в 2000 году была введена СОРМ-2, касающаяся и трафика в цифровых сетях (тогда уже было ясно, что будущее за цифровым телевидением IPTV). И вполне возможно, что именно спецслужбы не¬мало способствовали распространению и быстрому уде¬шевлению и цифрового телевидения, и плоскопанельных телевизоров, - просто чтобы иметь техническую возмож¬ность наблюдать за каждым абонентом.
Так что привыкайте жить "под стеклом". "Большой брат"
следит за вами - с экрана вашего собственного домашнего
телевизора.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Технология Omniscience работает подобно фазиро¬ванной антенной решетке радара, только в оптическом диапазоне. Каждый тран¬зистор матрицы может ра¬ботать и как управляющий подсветкой элемент, и как фоточувствительный сенсор. К управляющим сигналам, подаваемым на транзисто¬ры матрицы, примешива¬ется специальный сигнал. В результате к изображе¬нию на экране добавляется невидимый человеческому глазу зондирующий сигнал [разработчики называют его зондирующим полем]. Этот динамический сиг¬нал, подаваемый на часть транзисторов, определенным образом модулиру¬ет подсветку экрана, при
этом другие транзисторы улавливают отраженное от предметов в комнате излу¬чение. Собранные данные сжимаются и передаются на центральный сервер, а там специальное программное обеспечение в реальном времени восстанавливает по ним картинку. И у ЖК, и у плазменных панелей она получается цветной [в ЖК -за счет использования встроенных в экран цветных фильтров, в "плазме" - за счет модуляции цветовых пикселей]. Правда, у ЖК-панелей цвета получаются частично искаженными: за счет поляризации глянцевые предметы в комнате окра¬шиваются в "фальшивые цвета". Разрешение такой системы - миллиметры.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС
Доктор Николя Панье согласился поделиться с "Попу¬лярной механикой" некоторыми секретами защиты от Omniscience. "Во-первых, можно выключать телевизор. Впрочем, современные аппараты полностью не отключают¬ся, только переходят в дежурный режим, выключая экран. Так что возможность как минимум "прослушки" (а в неко¬торых моделях - и визуального контроля) все равно оста¬ется. Можно отключать аппарат от электрической сети и от декодера [но это крайне неудобно). Можно завешивать экран [и датчик освещенности, если есть) плотной тка¬нью, но опять же это лишь частично закрывает визуальный канал утечки". Кстати, возможно, именно с этим связана появившаяся примерно в те времена мода закрывать экра¬ны телевизоров ткаными салфетками - правда, по словам Панье, с тех пор технология ушла вперед и этот метод уже не слишком надежен. "Полностью блокируют визуальный канал лишь специальные металлические жалюзи, которые закрываются при выключении телевизора. Можно исполь¬зовать и фольгу, но она должна полностью закрывать весь экран, а иначе просто уменьшается разрешение и светосила системы, - добавляет Николя. - А вот те, у кого дома ста¬рый кинескопный телевизор, могут не бояться - эта про¬блема пока не решена". "Пока?" - переспрашиваю я. "Без комментариев!" - улыбается Панье.
Из журнала "Популярная механика".
+
http://batfx.com/index.php?showtopic=296
Свежие комментарии