Буддийские четки - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемые для счета молитв. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в древнеиндийскую магическую практику). Довольно часто встречаются четки с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т.
Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики тантры.
Четки имеют особые названия и содержат скрытый эзотерический смысл, раскрывающийся только посвященным в Учение. Четки могут быть сделаны из драгоценных камней - лазурита, коралла, опала; дерева - красного, черного, желтого сандала и плодовых косточек;
Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако, в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.
Буддийские четки (на санскрите: мала; на тибетском: пренба) изготовляются из дерева, кости, камня или металла. При этом материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или мистическим влиянием на человека или окружение.
Так, например, четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита.
Четки из сандалового дерева, горного хрусталя в жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.
Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.
Четки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.
Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.
Монахи-воины нередко носят железные четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.
Встречаются также четки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются четки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:
а) желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
б) по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).
Отсюда - канонические числа буддизма:
— 6х3 = 18;
— 18x2 = 36;
— 36х3 = 108.

Четки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие четки играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.
В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские четки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают еще и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.
Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

Кроме центрального "хвоста" ваджраянские четки имеют еще два - после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".
После изготовления четки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие четки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти четки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если четки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои четки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Вы когда-нибудь задумывались, почему обычные четки с Востока называемые мала, всегда состоят из 108 бусин?
Такое количество встречается не только в Индуистской традиции, но также у Буддистов, Сикхов, Джайнов и практически в любой традиции, берущей свои корни в Индии.
Если вы когда-либо обучались практике мантры, наверняка вам говорили, что мантру следует повторять, по меньшей мере, 108 раз в день, а не 15 минут в день. Почему?
В Японии колокол храма Зэн звенит 108 раз, возвещая о наступлении Нового Года. Очевидно, что это число имеет какое-то значение. Но почему не используется округленное число, например 100? Первые Ведические святые были знаменитыми математиками и фактически придумали нашу систему исчисления.
Число 108 определенно было взято по одной простой причине: 108 представляет все бытие. И вот некоторые аргументы, доказывающие, почему это так:
1). Число 9 представляет целостность, а число 108 в сумме дает 9. 1+0+8 = 9.
Интересно, что умножая ЛЮБОЕ число 9 раз, при суммировании всех чисел получается 9! 1x9=9. 2x9=18. 1+8=9. 285x9=2565. 2+5+6+5=18. 1+8=9. 8543x9=76887. 7+6+8+8+7=36. 3+6=9.
Логика всего этого такова, что 9 представляет целостность или Бога и все является Богом, т.к. Бог во всем!
2). 9 планет двигаются через 12 знаков и образуют все существование. 9 x 12 = 108
3). 27 накшатр или лунных созвездий, обладают 4 частями (падами) каждое. 27 накшатр также подразделяются на 4 элемента – огонь, земля, воздух, вода. Это тоже структурирует все существование. 27 x 4 = 108
4). В соответствии с древними текстами, вселенная построена из 108 элементов. В периодической таблице химических элементов их число чуть больше 108.
5). Диаметр Солнца в 108 раз больше диаметра Земли (плюс минус несколько миль).
6). Примерное расстояние от Земли до Солнца эквивалентно 108 Солнцам, выстроенным (плюс минус несколько миль).
7). Примерное расстояние от Земли до Луны эквивалентно 108 Лунам, выстроенным в ряд (плюс минус несколько миль). http://www.sunhome.ru/religion/13402
Свежие комментарии