ИНТЕРВАЛ
- Вам интересно, - сказал он, - вам недостаточно интересно!
(Рафаэль Лефорт. «Учителя Гурджиева»)
«Если хочешь быть каллиграфом, пиши, и пиши, и пиши»
Пословица (Из книги Идриса Шаха «Караван грез»)
Получение от другого человека помощи в достижении цели (в частности, получения нового знания)
предполагает соединение двух октав, каждая из которых относится к одному из участников события.
Как указывал Гюрджиев и показал Успенский (*А), соединение октав возможно только при
сдвижке Эннеаграммы на 120 градусов. При таком соединении двух октав «до» одной октавы
попадает в интервал другой. (Иногда соединяются три октавы, в этом случае все они сдвинуты на
120 градусов по отношению друг к другу. Пример: Фабрика Пищи). Другого способа соединения не
существует. Он невозможен.
Из этого математического факта вытекает следствие громадной важности: пока человек не достиг
интервала в октаве своего поиска, он не может получить в этом поиске помощь. Точка.
Если стремящийся не дошел до интервала, помощь ему оказать невозможно. При этом не имеет
значения, не дошел ли он до него всего чуть-чуть или практически не начинал к нему идти: результат будет одним и тем же. Это все равно как путник в пустыне не дошел до воды. Остался ему день
перехода, час или десять шагов – не важно.
Эту ситуацию можно также сравнить с зубчатой передачей. Чтобы передать движение, зубья
шестеренок должны войти в правильное зацепление.
Для правильной встречи и взаимодействия двух октав необходимы определенные условия. Хотя в
целом они являются совокупностью факторов определяющих взаимную гармонию октав, их можно
условно разделить на следующие:
а) Сами октавы должны находиться в правильном гармоническом соответствии, подходить одна
другой для достижения данной цели. Не любые октавы могут соединиться, а тем более дать в
результате правильный эффект,
б) Необходимо правильное (пространственно-временное) «место встречи» двух октав.
Временнойфактор часто связан с понятием «готовности» того, кто ожидает помощи.
В суфизме эти условия были сформулировано в известном принципе «[Правильные] время, место,
люди».
Необходимость и условия правильного соединения октав всегда были известны людям Знания. Во
всех традициях можно найти множество примеров в подтверждение этого. Много их и в Суфизме.
Например, в истории «Встреча с отшельником» (*Б), Шах Фироз, отказывая гостю в передаче ему
Знания, говорит: «Мы не находимся в гармонии». Это не метафора, а прямое и точное объяснение.
Еще пример. В одной из лекций (на аудио), Идрис Шах рассказывает об одном из посетителей,
которому он сказал что-то вроде того, что сейчас не подходящее время. Посетитель спросил: «Вы
что, заняты?» Шах повторил, что дело не в том, занят ли он, а что время не подходящее. Тот опять:
«Раз Вы заняты, то так и сказали бы». И ушел. Шах комментирует, что этот человек потерял свой
шанс из-за предвзятых концепций. Ему бы спросить, когда будет подходящее время...
Также см. истории «Ахрар и богатая чета» (*Е) и «Гранаты» (*Л).
Готовность. В суфийской литературе (да и в других традициях тоже) мы встречаем истории, в
которых ученик просит о чем-то, а учитель (или Кхидр, и т. д.) объясняют ему, что он не готов.
Человек настаивает, ему дается возможность и в результате он или (в лучшем случае) убеждается,
что был неправ, или с ним случается беда. Историй такого рода немало и желающие найдут их без
труда в книгах Шаха. (Например, история «Иса и недоверчивые» (*К)).
Существуют различные способы дойти до интервала, до той точки, когда появляется шанс
получить помощь. Например, люди с особыми, как говорят, «сверхчувственными» способностями
могут прийти к ней без труда (или почти без труда). Но таких людей довольно мало, поэтому что нам
до того... Бывает, что скачок, приносящий человека к этой точке происходит по неизвестной для него причине, по прихоти «случая» или «по судьбе». Может случиться озарение, сильное потрясение
(эмоциональное или даже физическое), и т.д. Как говорится, возможны варианты.
Кроме способов, которые не контролируются самим человеком, существует способ, которым в той
или иной степени можно управлять. Это – усилие. Человек может (в теории, конечно) прилагать
большие и длительные усилия в достижении цели и за счет этих усилий пройти от «до» до
интервала. И только там он и имеет шанс встретить «до» другой октавы. Только шанс, но и это
много...
Во всех традициях, в литературе и фольклоре всего мира можно найти эту «банальную» идею:
«Без труда не выловить рыбки из пруда». Но даже если люди с ней вроде бы согласны, они не
принимают ее всерьез. А может и так обойдется. Малой кровью, так сказать... Они не понимают, что
есть вещи, невозможные по своей природе, математически (Хадис: «Я работник») (*Б).
Достижение интервала через усилия может происходить «естественным» или «искусственным»
способом. В первом случае, человек чем-то интересуется серьезно и увлеченно. Он копает, копает,
копает... Не оставляет не перевернутым ни один камень. (Как говорил Дон Хуан, охотник не
оставляет случаю ни единого шанса). И когда он доходит до предела своих усилий, он упирается в
стенку, и дальше двинуться уже не может. Это интервал.
Или у человека может быть чувство, эмоция настолько сильная, что она приводит его к «точке
встречи» с объектом своих желаний. Этим может быть возлюбленная (метафорическая или нет),
Божество (в случае Рамакришны), и пр. Таких историй очень много.
Во втором случае, человек может быть искусственно поставлен (например, под прямым или
косвенным воздействием Школы) в ситуацию требующую длительных и напряженных усилий. Ему
может быть предписано или посоветовано трудное путешествие, перед ним может быть поставлена
невыполнимая (или почти невыполнимая) задача, «неразрешимая» проблема. Ее реальная цель
может быть в том, чтобы подвести человека к интервалу, где его ждет помощь, второе дыхание...
Задачи такого рода могут использоваться и для того, чтобы преодолеть интервал. Подобно тому,
как размышление над коаном приводит разум к некому пределу, за которым включается более
высокая функция. При этом далеко не всегда человек знает (или даже имеет представление) о том,
как он получит помощь и получит ли ее вообще. Это очень частая тема и в т.н. «духовной», и в
художественной литературе (*З). Сюда же относится идея «жертвы». О жертве говорил Гюрджиев (*А). Кстати, не случайно в древнеиндийской литературе жертва была тесно связана с пищей. Также интересна связь жертвы с дыханием. (Желающие могут подумать почему).
С этим связан и вопрос о том, для кого пишутся книги, в которых содержатся некие тайны (*В). Они
пишутся для тех немногих, кто подошел к интервалу и способен воспринять правильный толчок. (См.
также любимую историю И. Шаха «Проповедь Насреддина» (*М).
Когда человек (например, в результате школьной работы) достигает стадии «учитель», он уже
обладает достаточно развитым внутренним восприятием, которое позволяет ему непосредственно
«видеть» октавы и знать, что именно необходимо другому человеку для достижения его конкретной
цели. В этом случае он может дать верный совет или подействовать на того иным образом, помогая
ему приблизиться к интервалу или перейти его. Естественно, что помощь другому в том, чтобы
подойти к интервалу, тоже подчиняется закону октав. Используются «октавы внутри октав».
Задача, поставленная перед искателем может казаться бессмысленной – и другим, и даже ему
самому. Для «здравого смысла», конечно, она может и быть таковой, но не для интуиции. И если
ищущий доверяет своему «чутью» вопреки «здравому смыслу», то его усилия вознаграждаются.
(История «Мудрость на продажу» (*К). Не следует забывать, что такая задача ставится перед ним тем
кто «видит», а не выбирается самостоятельно.
Впрочем, классификации такого рода являются условными. То, что принимается искателем за
случай или «судьбу», может быть вполне предсказуемым или контролируемым событием для более
высокого сознания (История «Небесный плод» (*Е)), или может быть результатом сознательного влияния
(История – не помню названия – в которой дервиш продемонстрировал ученику, что нахождение тем
учителя вовсе не было случайным. Дервиш провел эту демонстрацию путем намеренного влияния на действия постороннего человека).
То же может относиться к ситуации, когда преследуется конкретная известная человеку цель, а
задача его внутреннего развития (История «Человек, у которого была необъяснимая жизнь» (*К).
Также, см. история Флоринды-«старшей» из Кастанеды)
Возвращаясь к вопросу стремления к цели, нужно заметить, что часто неспособность человека
приложить необходимое количество усилий свидетельствует о том, что он является серьезным
искателем только в своем воображении, к какой области это ни относилось бы. В одном из
полученных мной писем человек говорит, что его интересует устройство музыки (*Г). Прекрасно! Вон
сколько есть всего изучать, если действительно интерес настолько силен. Но, как правило, октава обрывается только начавшись. А то и не начавшись...
В суфийской традиции существует множество историй, тем или иным образом связанных с
фундаментальной идеей приложения усилий для достижения интервала, «пункта встречи» с целью.
Например, неоднократно упоминаемая Идрисом Шахом «Притча о жадных сыновьях» (*К). В ней
отец перед смертью сообщил сыновьям, что он закопал на поле золото. Сыновья усердно
перекапывали поле каждый год и, не находя золота, засевали его. В конце концов они, хотя и не нашли
(«это») золото, стали хорошими земледельцами и разбогатели. (Эта важная история, применяемая, в
частности, к Алхимии, может иметь разные слои истолкования.)
История «Поделись с нами своей мудростью» (*Б), в которой Насреддин предложил, что он
перенесет гору, но для этого ее должны взвалить ему на плечи. (Интересен в этой истории образ
веревки, окольцовывающей гору.)
Поэтому вроде бы вполне справедливое «рациональное» желание найти легкий (или кажущийся
легким) путь в решении проблемы не всегда является правильным. В одном случае оно может быть
верным, в другом – нет. Поскольку люди не знают законов взаимодействия октав, советы вроде «ты
сперва сделай все, что можно» нередко вызывают у них непонимание и раздражение. (Например,
тезис Шаха о «Никакого обучения без книг»). Зачем тратить «лишние» время и усилия, думают они,
не понимая, что это их шанс «созреть».
«Это тяжкое заблуждение - воображать, что обретешь что-либо, или нечто будет раскрыто тебе относительно Пути без постоянных усилий с твоей стороны.» (Абу Утман ал-Хири»)
«Спросили: «Происходит ли что-либо от усилий раба [Божия]?». Ответил: «Нет, но и без усилий ничего не
происходит» («Нур ал-Улум»).
«То, о чем мы ведем речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и однако только ищущий находит это.» (Байазид Бистами)
Это, в свою очередь, имеет отношение к известному высказыванию Руми: «Органы возникают в
ответ на необходимость. Поэтому увеличьте вашу необходимость».
Впрочем, только усилия сами по себе не являются панацеей. Это условие может быть
необходимым, но не достаточным.
Эффект сочетания правильных октав правильным образом, демонстрируемый Эннеаграммой и
известный, конечно, испокон веков, всегда применялся людьми Знания и применяется поныне. К
этой области относится идея Гюрджиева о необходимости параллельного развития линии знания и
линии бытия на четвертом пути. За примерами справедливости этого тезиса далеко ходить не надо.
Аналогично, можно найти примеры и внутри самой линии знания. Например, Г.И. неоднократно
подчеркивал важность параллельного изучения психологической и космологической части его
учения. (В «Третьей серии» Г.И. критикует своих последователей, «зациклившихся» на одной или
нескольких вычлененных идеях) (*Д).
Тот факт, что люди, обращающиеся за помощью, как правило, не готовы ее получить, на первый
взгляд противоречит множеству случаев, описанных в литературе. Неужели почти все, приходившие
за советом или помощью, или просто «на поклон» к мудрецам, уходили с пустыми руками? Отнюдь.
Дело в том, что ни одно явление не существует само по себе. Каждое из них участвует
одновременно в нескольких или многих различных октавах. Например, наставник суфийской группы,
являясь одним из звеньев этой группы, условно представляемой в виде «горизонтальной» октавы,
является одновременно и звеном как бы «вертикальной» октавы, другими звеньями которой
являются, скажем, его собственный наставник, гранд-мастер, и т.д. Естественно, такое разделение
на «горизонтальные», «вертикальные» или даже «наклонные» октавы условно. Мир иногда
представляют в виде как бы ткани, состоящей из многих переплетенных нитей, это нередкая
аналогия (у Кабира, например). Нечто вроде светящихся нитей (Кастанеда), связывающего объект (в данном случае человека) с другими объектами Вселенной.
Как уже упоминалось, человек, достигший уровня, при котором он способен учить, то есть
оказывать реальную помощь другим, обязательно обладает способностью «видения», прямого
восприятия, механизма, которое он способен приводить у себя в действие, если это требуется. При
восприятии такого рода он «видит», «ощущает», «знает» ситуацию другого человека, «видит»
октавы, относящиеся к его жизни. При этом он может точно и безошибочно определить, в какой
октаве, какого рода толчок человеку действительно необходим, наиболее актуален для него. И, во
всяком случае, какой толчок он, «видящий» может этому человеку дать. И дает. Это может быть
совет, фраза, создание ситуации, действие, и пр. Нередко помощь относится к т.н. «главной черте»
человека, которую развитый человек видит. Разнообразие средств и умение их применять зависит от
уровня помогающего.
В одной из записанных лекций Шах, рассказывая о каком-то очередном незадачливом посетителе,
добавляет, что он должен был ему что-то дать, чтобы тот не ушел с пустыми руками. Сам человек,
пришедший за конкретной помощью нередко уходит разочарованным, потому что вроде бы не
получил того, что хотел. И только потом у него будет (если будет!) возможность понять, как важно
было то, что он получил. История «Встреча с отшельником» (*Б), в которой пришедшему было
отказано в его просьбе об учебе, заканчивается словами: «И только тогда, когда благодаря частым усилиям
[подчеркнуто мной] я достиг стадии [служения], я понял истинную ценность моей встречи с тем, кого
называли «Шах Фироз». Историй такого рода можно встретить немало в различных традициях.
Или вот, например, «Самообман» (*Б):
До тех пор, пока, задавая вопрос, вы думаете, что я должен на него ответить, не принимая во внимание мое
уверение в том, что для вас гораздо нужнее некие другие указания, - до тех пор я не буду в состоянии помочь
вам и до тех пор вы будете пребывать в уверенности, что я для вас бесполезен.
Но вы, находясь в неведении относительно указаний, в которых нуждаетесь, неизбежно заключите, что
существует некая другая причина, по которой мы не находимся в согласии и гармонии [подчеркнуто мной].
Вы изобретаете причину, и ваше чувство самоуважения делает ее «истинной» для вас.
(Шейх Мир Хан)
Способность «видеть ткань мира», октавы, конечно различна. Но для того, чтобы быть по
отношению к другим в положении учителя, необходим определенный ее «минимум». Если его нет,
не помогут ни «соображения», ни интеллект. Ошибка может стоить слишком дорого.
Дон Хуан говорил Кастанеде, что учитель должен обладать двумя качествами. Во-первых, учитель
должен «видеть». Во вторых, он должен быть «лишенным формы».
Первое относится к видению октав. Только «видящий» может точно знать, какую практику
предписать ученику (будь то зикр, мантра ило коан), или даже дать просто важный совет, или
оказать влияние иным образом, чтобы тому был дан правильный толчок и его дальнейшее развитие
пошло в нужном направлении, было гармоничным.
«Отсутствие формы» в интересующем нас аспекте является способность контролировать
проявления своей личности настолько, чтобы они не мешали процессу обучения и обязательной для
этого процесса взаимной гармонии октав. Глупо ждать, чтобы учитель был «ангел», никогда не
ошибался и пр. Он тоже пока еще человек. (История «Стадии»). Но он должен иметь «минимальные» данные (к которым относится «видение»), при которых он может учить. (“Люди думают, что учителю следует демонстрировать чудеса и проявлять просветленность. Но, требование к учителю таково: ему следует обладать всем, в чем нуждается ученик.” (Ибн аль-Араби) (*Н).
Люди же, не имеющие этих данных, но ставящие себя в положение «учителя» являются «людьми
беззакония». Это глупцы, какими бы «умными» они себя (и другие их) ни считали. Глупее их – только
их последователи. Причиняя вред (зачастую невидимый для обоих) своим «ученикам» в угоду
(взаимному) мелкому тщеславию, они совершают преступление против Духа..
Естественно, что чем выше градация сознания индивидуума, тем глубже и шире его «видение» и
тем больше его возможности влиять на процессы, происходящие в мире. Более высоко развитый
человек может помочь другому стать более совершенным (разумеется, если «материал» достаточно
хорош), может подготовить большее число учеников (если это входит в его задачи). Более высоко
развитые индивидуумы отвечают за прогресс больших участков жизни на Земле, смотрят дальше
вперед. Они знают где, в каком месте и в какое время требуется специальный толчок, и какого рода.
Поэтому, когда в результате школьной работы ученик достигает стадии «учитель», Традиция может
послать его учить в место, где в настоящее время существует в нем наибольшая необходимость.
Причем, это будет местом, наиболее благоприятным и для его собственного дальнейшего развития.
В соответствием с законом октав...
В связи с вышесказанным нельзя обойти молчанием Гюрджиева. Вместо того, чтобы продолжать
совершенствоваться в рамках Традиции, чтобы впоследствии, оставаясь с ней в гармонии, принести
максимальную пользу другим и себе, он, как и его герой Вельзевул, «взбунтовался». Он решил, что
знает и может достаточно для того, чтобы помочь «Западу». И хотя Г.И. был человеком выдающихся способностей, к тому же накопившем большую силу, результат его деятельности оказался весьма
неоднозначным. Потому что сила его ушла, а в результате появились не только Успенский, Никол и
др., но и (в гораздо большем числе) всевозможные лжеучителя «4 пути» и «суфизма», все эти
мелкие бесы, число которых множится...
Индивидуумы, отвечающие за (и контролирующие) большие «участки фронта», например, нашу
планету, в состоянии планировать еще более важные толчки в нужных интервалах, с более далекими последствиями. Их забота – подготовка необходимых причинно-следственных цепей, условий для
появления более высоких посланников на этой поистине злосчастной планете, появление пророков,
основателей религий и пр. Но нам, обычным людям, невозможно иметь какое-либо адекватное
представление о сознаниях такого уровня. Поэтому мы используем некие наборы смутных
представлений и туманных слов, вроде «Бог», «Аллах» и пр.
Об этом можно встретить у Идриса Шаха («Имам Бакир» (*О)), а более подробно в «Рассказах Вельзевула» (*Ж).
Максимальный эффект достигается при взаимодействии трех октав, изображаемых тремя
эннеаграммами, сдвинутыми на 120 градусов по отношению одна к другой. При этом каждая октава
получает от других необходимые толчки в интервалах, чем обеспечивается наибольшая
эффективность. В школах для этого используется система «трех линий Работы»: работа для себя,
для Школы и для Традиции. Об этом также можно найти у Георгия Ивановича (*А).
Законы октав тщательно учитываются учителем при образовании реальной обучающей группы.
Задача эта сложна, потому что сгармонизировать жизни нескольких человек сложнее, чем одного.
Понятно, какую важную роль в этом играет «видение» наставника. Без него вместо гармоничного
оркестра, какой должна быть группа, получился бы квартет из басни Крылова.
Даже в группах изучения, не являющихся школьными, вопрос гармонии между участниками
чрезвычайно важен. Ложка дегтя может испортить бочку меда.
О гармонии участников см. во введении к Истории Мушкил Гуша (*Б). К вопросу гармонизации октав
имеет отношение также притча о каравае хлеба, которой заканчивается книга Рафаэля Лефорта (*И).
В человеческом организме сообща действуют три процесса, соответствующие октавам пищи,
воздуха и впечатлений. Все три должны работать правильно. В отношении впечатлений уже речь
шла, но и октава пищи важна. (См. у Омара Хайяма об обеих октавах: «Ты лучше голодай, чем что
попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало». Хотя «пищу» в этом стихе можно толковать и
не буквально, такая интерпретация не исключается.) Естественно, что «видящий» в состоянии дать
правильный совет в отношении пищи каждому человеку индивидуально (если тот в нем нуждается),
точно так же, как и в области впечатлений. (Октава дыхания также регулируется, но только в
условиях школьной работы. См. у Лефорта об обучении Гюрджиева дыханию (*И)). Иногда это
сочетается с вопросами лечения. Если же «учитель» не «видит», то он не в состоянии помочь в этих
вопросах, или, что еще хуже, может нанести сильный вред. Примеров немало.
Возвращаюсь к тому, что помощь оказывается только дошедшему до интервала. У многих
интересующихся идеями путей, читающих литературу и пр. в вопросе «готовности» или
«неготовности» (в частности, их собственной), имеется идея что за ними, наверное, кто-то постоянно
приглядывает «сверху» и оценивает типа «Ну как там Володя, готов? Достаточно ли усилий
приложил? Может пора ему уже дать что-нибудь или еще рано?» и пр. Я полагаю, что это иллюзия,
порожденная непониманием ситуации и чувством собственной важности. Никто за ними не
«присматривает». Как будто нет более важных проблем... Только если человек доходит (или
доползает) до интервала, если он демонстрирует, что он кто-то, а не просто частичка разлагающейся
биопсихомассы, которой является человечество на поверхности этой планеты, его непременно
заметят и смогут помочь (разумеется, при наличии других необходимых условий). Во всяком случае, появляется шанс. А до этих пор это только мечтания о «духовном росте», которые могут
продолжаться до конца жизни. (Об этом уже было в сообщении «О нахождении школы»).
Человек, заблуждающийся в отношении своего «прогресса», вроде бы «серьезно»
интересующийся, но на деле не дошедший до интервала и застрявший посередине, - это тот, кто «ни горяч, ни холоден» из Апокалипсиса. Его судьба там описана...
Знаменитое изречение, приписываемое блаженному Раймонду Люллию «Чтобы делать золото, нужно иметь золото» имеет отношение не только к Алхимии (в традиционном смысле). Оно применимо и к
«внутренней алхимии» («Фабрика Пищи»), и к другим восходящим октавам. (С этим можно связать и
идею из Писания: «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того
отнимется и то, что имеет» (Мф. 13.12)
Конечно, никаких «откровений» мое сообщение не содержит. Многие идеи известны и так, зачем
же тогда, спрашивается, связывать их с законом октав и эннеаграммой?
Каждое из явлений в (нашем) мире происходит только при встрече трех факторов или сил, в
соответствии с Законом Трех. Каждый процесс развивается в соответствии с Законом Семи, или
Законом октав. («Грех» - это отсутствие гармонии, отклонение октав).
Эннеаграмма – это уникальный инструмент, объединяющий эти два главных закона. Поэтому она
является несравненным инструментом познания.
Согласно Г.И., закон тем могущественнее, чем большее количество фактов и теорий ему
подчиняются. Знание фундаментальных Законов и умение их применять объединяет и скрепляет
разрозненные фрагменты знания. Соотнесение частного с целым способствует пониманию, а
следовательно, проникновению знания из личности в сущность. Только сущностное знание является
неотъемлемым достоянием индивидуума.
Одна из характеристик понимания - это возможность устанавливать связи между, казалось бы,
различными фактами, теориями и пр. Человек, обладающий только знанием, пытаясь связать
различные фрагменты, ищет только те сходства и связи, которые лежат на поверхности, а они могут
быть обманчивы или неправильно им истолкованы. Если бы он знал фундаментальные Законы и
умел их применять, он мог бы каждый отдельных факт рассматривать в его связи с «высшим», и,
таким образом, открывать соотношения между явлениями, фактами и теориями возводя каждое из
них к их «корню», а затем уже «спускаясь» к деталям.
Кстати, если истории в книгах Идриса Шаха были организованы в специальной последовательности для оказания намеренного и правильного воздействия их на читателя, то, естественно, закон октав
должен играть в этих построениях существенную роль. В таком случае, эннеаграмма, как ключ к
взаимодействию октав, могла бы помочь в работе с этими книгами. Осмысление книг Идриса Шаха с
точки зрения законов Космоса может обогатить понимание вводимых им идей.
В заключение хочу привести два отрывка.
Первый – это известное высказывание Георгия Ивановича об Эннеаграмме (*А):
«Вообще говоря, нужно понять, что энеаграмма — это универсальный символ. В энеаграмму можно заключить всё знание, и с её помощью можно его истолковать. В этой связи правильно утверждать, что человек по-настоящему знает, т.е. понимает, только то, что он способен заключить в энеаграмму. То, что он не в состоянии заключить в энеаграмму, он не понимает. Для человека, способного ею пользоваться, энеаграмма делает совершенно ненужными книги и библиотеки. Всё можно заключить в энеаграмму и прочесть в ней. Человек может оказаться в пустыне в полном одиночестве и, начертив на песке энеаграмму, сумеет прочесть в ней вечные законы вселенной, причём всякий раз узнает нечто новое, ранее ему не известное... Энеаграмма — фундаментальный иероглиф универсального языка, который имеет столько же значений, сколько существует уровней людей.»
Второй отрывок – из книги Лефорта (*И):
«Я смело сказал: "Тогда дайте мне какие-нибудь пояснения, соответствующие моему уровню".
- Нет. Потому что вы ищете объяснения, чтобы помочь себе, а не опыта. В общем, вы
хотите, чтобы вам дали книгу: "Тайны Неизвестного, и как их узнать", и вы следовали бы урок за уроком, и достигли бы совершенства. Нет такой книги, которую вы могли бы понять. Но она
существует, она легко доступна, но чтобы использовать ее, вы должны уметь переживать
некоторые вещи, которые подготовят вас к дальнейшему пониманию. Через эти переживания
нужно пройти, а не только думать о них или анализировать. Не спрашивайте меня сейчас о
названии этой книги, ибо вы должны найти ее сами. Мой учитель Мохамед Кадир читал ее всю
свою жизнь и не закончил - до того времени, как его миссия была выполнена.»
***********
Написанное выше не является законченным сообщением. Это наброски, линии мысли. Я не
старался выстроить идеи в строгой логической последовательности. Одна мысль связана с другой,
одна сплошная ткань... Скорее, я попытался набросать примеры применения некоторых идей октав и
Эннеаграммы к толкованию и использованию известного материала, в частности, суфийского
(рассматривая и большие октавы, и октавы внутри октав).
Примеры из книг были взяты в основном по памяти, «навскидку». Желающие (если таковые
найдутся) могут найти эти тексты и дать линки к ним или их текст. Это могло бы оказаться полезным
для тех, кто с данными текстами не знаком.
К тому же, можно найти, я думаю, и много других историй у того же Шаха. Опять-таки, их можно
привести, что было бы любопытно. Да и не только из Шаха, а и из других источников и даже других
традиций.
Можно заметить, что использовался только небольшой фрагмент идей, связанных с Эннеаграммой. Причем, рассматривалась только восходящая октава. Тема эта неисчерпаема.
http://www.olsufiev.com/4W/Gurdjieff-AJI.htm
О МУЗЫКЕ
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед,
То мне птица Гамаюн
Надежду подает...
Владимир Высоцкий
То, о чем Вы спрашиваете – это большие вещи. Знание устройства музыки и знание пропорций – это одно знание: знание законов построения и работы октав. Если знать это, можно знать и многое другое. То есть, Вы хотите знать, как устроен наш мир, не больше и не меньше. Ну что ж, заявка неслабая...
В виде примеров школ, владеющих таким знанием, можно упомянуть школы, связанные с суфийской традицией Накшбанди, и некоторые буддийские школы.
С каждым из этих направлений связаны свои трудности. Подлинную суфийскую традицию, как известно, трудно найти. На нахождение ее могут уйти годы. В конечном счете, как я писал, школа может найти Вас, а не Вы школу (*1).
Буддийскую школу такого направления, я полагаю, найти легче. Одна маленькая проблема: готовы ли Вы, если потребуется для того, чтобы получить нужное знание, оставить мир и стать буддийским монахом? (*2)
И что Вы подразумеваете под «очень хотите»? Чем Вы готовы пожертвовать? Сколько лет Вы готовы ждать и искать – 5? 10? 15? Через столько лет от Вашего желания может ничего не остаться. Другие интересы могут занять место нынешних. Или нет?
То, что Вы упомянули, относится к Знанию с большой буквы. А оно требует большой жертвы, на которую способен только тот, у которого действительно сильный интерес. Если Вы из таких людей, то тем лучше...
*
«Научись на гармошке игра-а-ать»
Если Вы считаете, что Ваш интерес именно таков, не стоит терять времени. Есть и другой путь кроме непосредственного поиска школ. А именно: Вы можете изучить все, относящееся к этому вопросу, что доступно и без школ. Такого знания много. Не имеет значения, сколько времени и сил на это уйдет, если Вас эти вопросы действительно интересуют. В современном Суфизме есть мнение, что учиться без книг должны те, кто извлек из книг все, что можно извлечь (*3). (Да и не только из книг). Если Вам удастся стать специалистом в интересующих Вас вопросах, но Ваше знание по-прежнему не будет Вас удовлетворять, вот тогда у людей, обладающих более высоким Знанием, будет резон Вам помочь. Став экспертом (в возможной для Вас степени) в означенных вопросах Вы, тем самым, подтверждаете серьезность Ваших интересов и намерений.
Конечно, школы заинтересованы в учениках, но не в их количестве, а качестве. Человек, у которого хватило силы воли и интереса сделать большую работу и стать кем-то, гораздо больше сможет и сам получить, и сделать для школы. А тот, у кого короткое дыхание, не преуспеет ни там, ни тут... (*4).
Помощь тоже подчиняется закону октав: она предоставляется в интервалах. Человек должен дойти до границы своих возможностей, и тогда толчок, который он получает, послужит правильному и гармоничному развитию. То есть выведет на новое поле деятельности, и – вперед!..
Тяжелый труд овладевания доступными знаниями не противопоставляется контакту со Школой. (Иногда думают, что эзотерические школы – это что-то вроде лекций в университете.) Трудиться придется и так, и так. Принцип помощи в интервалах сохраняется, даром ничто не дается. На решение какой-то проблемы могут уйти годы. Жалко? Но они уйдут в любом случае, даже если и не заниматься...
*
Маэстро, дайте «ля»!
Преимущества Школы хотя бы в том, что она дает направление поиска. Иначе легко сбиться на боковую дорожку, которая никуда не ведет. Можно потерять много времени. Поэтому в случае большого «перекрестка», «развилки» дороги можно получить указание у Школы. К тому же, как уже было указано, новая идея, взгляд, подход, метод могут быть подсказаны в интервале. Это как бы новое задание каждый раз. Естественно, более трудное, но и сам человек набирается сил и опыта.
Наглядным примером может служить глава «Эннеаграмма и неоплатонизм» В. Еремеева (*5). Тема очень интересная, автор толковый и эрудированный. Пишет интересно. Проделал большую работу. Но, к сожалению, он исходит из искаженной и неполной модели эннеаграммы Гюрджиева и поэтому многое, что строится на этой модели, теряет смысл (*6). Это еще раз демонстрирует факт, что ума и эрудиции недостаточно. Без ключей дверь не отпереть. Во всяком случае, эту...
*
«У нас одна святая к музыке любо-о-овь..»
(Пела Алла Пугачева)
Для того, чтобы привлечь помощь Школы, интереса и настойчивости недостаточно. Одно из условий успеха – наличие правильной цели (*7). Чистая любовь к знанию, желание понять – одна из составляющих правильно сформированного магнетического центра. Если целью человека (или даже одной из целей) является не постижение Законов, а писание книг, то у него немного шансов привлечь помощь Свыше. Как говорится в одном украинском анекдоте про слона в зоопарке: «Зъисть то вин зъисть, та хто ж йому дасть»...
*
Песне ты не скажешь «до свиданья»,
Песня не прощается с тобой...
Вы пишете: «Я ищу не какие-то методы работы над собой, самосовершенствование и тд тп. Я, к примеру, очень хочу понять как устроена музыка.». Тут налицо некое противоречие.
Понимание, согласно системе Гюрджиева-Успенского, есть функция трех (или более) центров. До сих пор речь шла, в основном, об интеллектуальном знании (что тоже, впрочем, труднодоступно). Но ведь интеллект – это довольно грубый инструмент и уж, во всяком случае, не единственный. А как насчет эмоций? Разве можно приблизиться к пониманию музыки (как и более общих законов гармонии и пропорций) без их помощи, а только одним умом? А как насчет красоты, еще одного (из многих) аспекта восприятия этих же законов?
Любая подлинная эзотерическая традиция старается привести именно к этому – к пониманию гармонии мира. И осуществляется это путем настройки человека на эту гармонию (*8). В суфийской традиции (как и в других) практикуется постепенная гармонизация всего человеческого существа. Гармония центров, гармония вибраций, гармония цветов... (*9). (Иногда знание такого рода на Западе называют оккультной анатомией). Результат совершенствования учащегося проявляется, с одной стороны, в расширении его восприятия, а с другой стороны, в постепенной гармонии: с Учителем, с группой, с Традицией, с развивающимся Космосом... И это отнюдь не метафора, а, скорее, математика. Человек может стать своего рода музыкальным инструментом (*10). Арфой. Флейтой под пальцами Кришны. Через флейту, стонущую в разлуке, к полному слиянию...
Впрочем, судя по письму, Вас интересует не самосовершенствование, а только интеллектуальное знание. (Правда, тогда Вам со школами может быть не по пути - у них свои задачи.). Ну что ж, материала для ума тоже хватает. Такие титаны, как Иоганн Кеплер (*11), посвятили этим вопросам жизнь. Да, охватить умом Гармонию Сфер... Можно только преклонить колени.
А вот про Пифагора предание утверждает, что он еще и слышал Гармонию Сфер...
*
Свой тайный смысл доверят мне предметы...
(Между прочим, также исполнялось Аллой Пугачевой. Ну надо же, какое совпадение!)
Для интеллекта знание законов, связанных с октавами, может открыть совершенно новые возможности, даже в научной области. Становятся возможными иные подходы к ряду математических вопросов, таких как дроби, иррациональные числа, понятия конечности и бесконечности и др.
Более того, возможно построение «иной» математики на совершенно новых принципах. Правда, это может оказаться не «открытием», а, скорее, реконструкцией некоторых древних систем, от которых сохранились только отдельные фрагменты в так называемой «истории науки» (*12).
.. есть ли какой-то достаточно неспорный критерий, который позволяет отнести некоторую фазу развития, скажем, к ноте Ре? Это объективно? Или кто-то, рассматривая ту же фазу того же самого процесса, обоснованно классифицирует её как Ми?
Виктор Олсуфьев. О ЧИСЛАХ
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Н. Гумилев
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно подняться на ступеньку выше, на уровень, по отношению к которому октавы вторичны. В таком случае уместно прибегнуть к более тонкой модели, согласно которой в основе мира лежат не октавы. В его основе лежат числа.
С одной стороны:
Все сущее (все сотворенное), вернее, всякое «условно отдельное нечто», обладает неким числом. Точнее, не одним числом, а набором групп чисел, однозначно его характеризующих. Из этого набора одно число является главным, как царь, следующая группа – вторичным, как приближенные к царю, и т. д.
С другой стороны:
Каждое число само по себе обладает фиксированными, изначальными свойствами. Числа находятся в неких, строго определенных взаимоотношениях. Этот набор свойств и отношений и есть Верховный Закон нашего мира. Он вечен и неизменен. Нет ничего в нашем мире, что бы не подчинялось ему.
Кстати, этот набор свойств и отношений, или Закон, находится во взаимно однозначном соответствии с 48 законами, о которых говорил Гюрджиев, - законами, управляющими миром, в котором мы живем. Можно сказать, что он (набор) определяет 48 законов, а можно сказать, что 48 законов определяют его – не важно: по сути, это просто разные стороны одного и того же, как орел и решка.
«Взаимодействие», так сказать, всего сущего происходит в соответствии с присущим для каждого «нечто» числом (или, точнее, набором чисел) и сообразно упомянутому выше Закону. Это взаимодействие и составляет «Гармонию Мира», Путь всех вещей, Дао.
И Солнце, и его луч на закате, и птица, и ее песня, и каждая нота этой песни, и гора, и находящийся в ее толще минерал, и отдельный кристалл этого минерала, – все обладает своим набором чисел. «Исчислен, измерен, взвешен».
Однако, наличия у каждого данного «нечто» главного числа не означает, что оно для него является главным «всегда и везде». В одних взаимодействиях главным может выступать одно число из «набора», в других – другое.
В отдельных, частных случаях, взаимодействия (или взаимоотношения) явлений могут соответствовать схеме, известной нам как «октава» - восходящая или нисходящая. (Нередко такие схемы, октавы, мы рассматриваем как происходящие во времени. Хотя и не только.) В таком случае определенный набор семи или восьми ступеней, фаз, явлений, сущностей и пр., составляющий эту условно выделенную, законченную систему или октаву, соответствует семи или восьми нотам октавы.
Одно и то же космическое «явление» (в широком смысле), участвуя одновременно в различных взаимодействиях или процессах, может занимать по отношению к другим «явлениям» то или иное место (во времени или не во времени, - например, иерархически). Если в этих взаимодействиях можно вычленить то, что мы называем октавами, то одно и то же данное «нечто» может соответствовать той или иной ноте в различных октавах, в соответствии с Законом.
Например, если для некого металла основным (или одним из основных) чисел является двойка, то в ряде процессов ему, действительно, будет соответствовать нота «ми». Может быть, даже во многих. Но не обязательно во всех.
Простейший пример, приводившийся ранее: учитель может представлять верхнее до для группы учеников в «горизонтальной» октаве и вместе с тем представлять более низкую ноту в «вертикальной» октаве Цепи Преемственности (1).
Для каждого процесса или набора фаз, правильно вычлененного в октаву, каждое отдельное, правильно определенное явление или фаза, должно соответствовать строго определенной ноте. В соответствии с определяющим для этого явления в данной октаве числом.
Без знания Числа (набора чисел и Закона) определить ноту может оказаться делом весьма трудным. В таком случае приходится пользоваться косвенными методами, например, сравнивая данное явление или фазу с другими. Трудности возникают из-за того, что:
одно и то же явление участвует одновременно не в одной октаве, октавы взаимно переплетены,
не факт, что мы правильно вычленяем фазы или явления внутри октавы,
мы можем смешивать большие октавы с октавами внутри октав,
октавы могут быть неполны, разбиты,
и пр.
Поэтому, конечно, чем больше некий набор фаз или явлений изучен, упорядочен, систематизирован, тем легче привести его в соответствие с октавой. Это в том случае, если целью является изучение какой-то конкретной области знания.
Но всегда людей волновал и другой вопрос: что же такое сам Закон? «Что есть то, зная что становится известным все остальное?» (2).
Но если бы целью являлось приближение к пониманию самого мирового Закона, то отталкиваться от конкретных «известных» (в какой степени?) нам явлений было бы равнозначно тому, что строить на песке. В таком случае разумнее было бы взять за основу нечто гораздо более точное, чем наше т.н. «научное» знание.
При этом естественно было бы обратить взгляд к прошлому – ко временам, когда люди не были еще дегенератами в той степени, в какой они являются ими сегодня. Когда их сознание не было убогим и фрагментированным в такой степени, как сейчас (3).
Жившие прежде люди Знания оставили нам в наследство целые системы, в которых записан Закон. По сути, каждая из таких систем (если она не деградировала и сохранила свою цельность) по сути идентична другим подобным системам, хотя может выглядеть совершенно отличной. У каждой из них есть скелет, плоть, кожа и одежда. При всем различии этих систем Знания, их скелет – Закон – один и тот же. Поэтому нередко можно встретить утверждение (воспринимаемое, как метафору) типа того, что данное учение существовало, скажем, еще во времена Адама и т. д. Утверждения такого рода могут, в частности, указывавать на неизменность, вечность заключеного в них Закона. Это очень, очень древнее Знание. Оно гораздо древнее, чем мы можем вообразить.
Многие бесплодные споры о том, что первично – яйцо или курица (И цзин или Таро, Гермес или Фу Си), или Джабир vs Гебер, или древность Каббалы, и прочие «научно-философско-религиозно-исторические проблемы», являются просто результатом отсутствия знания и в той или иной степени дефектности мышления, не позволяющего людям понять, что мудрым часто не было нужды заимствовать друг у друга, потому что они могли созерцать саму основу мира.
Этот Закон или законы, составляющие основу нашего мира, был(и) познан людьми настолько развитого сознания, в такой цельности и полноте, и к тому же настолько давно, что даже сделанные ими «готовые» изложения этого Закона представляет для нас почти неразрешимую загадку. С тех незапамятных пор, как это Знание было дано людям, появлялись Учители и мудрецы, но ни один из них не был в состоянии что-либо добавить к изложению самой сути Закона. Приходили поистине великие люди, которые знали Закон и им владели. Например, такие, как наш учитель Бахауддин, или даже такие, как Господь наш Иисус Христос. Они могли принести новое учение, трактующее Закон, новый язык для его изложения, они могли сохранять, реконструировать, оживлять, иллюстрировать, комментировать, передавать, использовать древнее Учение, но не дополнить его сущность. (4) Потому что Закон совершенен, а к совершенству нечего добавить.
Вот как вдохновенно писал об одной из систем древнего Знания Б. Л. Смирнов:
«Пусть навсегда останется мне неведомым, как, в каких словах разъяснялись при Посвящении твои мудрые символы неофиту, пусть никогда не увидит мой плотский взор коридор пирамид с 22 знаками; пусть даже его и не было, такого коридора, - что из этого? Так или иначе, из недр времен до меня дошли эти знаки, дошли не как мертвые, бездыханные формулы, а как живые, полные силы сущности и я реально, вот сейчас вхожу в коридор и слышу из тьмы Твой голос, Отец мой, мой мудрый Вождь. Ты жив, ибо об этом говорит мне жизнь Твоего грандиозного творения. Я слышу Тебя и иду к Тебе. Теряет власть пространство и время исчезает как иллюзия… Над входом в новый мир сияет светозарная Тетраграмма 22-х знаков и в ней покой созерцания и муки нового творчества. Хвала Тебе, Триждывеликий Гермес, хвала тебе, принесший твоим братьям надземный свет идеи.» (5)
Или такой текст, относящийся к другому времени, другой культуре:
«Небо и Землю раскрыл мне в рассказе учитель.
Точно со мной говорил волшебный оракул:
Тайна из тайн, которой не ведают люди,
Все подтверждается мне из каждого знака» (6)
Таким образом, основу мира можно представить в виде оркестра, или в виде ковра из чисел (7), соединенных по определенным правилам друг с другом. Это похоже на то, что П. Д. Успенский называл «Миром математических отношений» (8).
Кстати, именно это Знание лежит в основе древней науки магии, которая заключается в нахождении гармоний, которые, взаимодействуя определенным образом с гармониями, лежащими в основе тех или иных явлений, производят в них изменения по воле мага.
А можно это все представить и иначе: например, в виде танцующих чисел. Числа, совершают свой танец и в маленьких группах, а эти группы, в свою очередь, объединяются в большие, и так далее. Все числа танцуют, весь мир – это танец чисел. Потому что числа – живые...
Так называемые «священные танцы» различных народов – это повторение фрагментов общего космического Танца, фрагментов Закона. Танцы дервишей, танцы Иисуса с учениками, храмовые пляски...
Танцует все сущее. Да и как может не танцевать мир, когда танцует сам Махадэва?
Числа не только живые, как учили древние. Одни и те же (вроде бы) числа могут обладать различными свойствами. Это только в низшей, современной «научной» математике каждая, скажем, пятерка полностью идентична другой пятерке. В «высшей» математике «одни и те же» числа могут быть различными в зависимости от
В нашем групповом (а одновременно и индивидуальном) сне, в сновидении нашей жизни, эту «числовую» или «гармоническую» сущность мира мы интерпретируем в виде образов, в своей совокупности составляющих наше «описание мира». То описание, которое мы нередко называем «реальностью», «реальным миром».
Здесь можно вскользь затронуть вопрос о сущности человека. Предположим, что некая гармоническая комбинация (назовем ее числами, или мелодией, или еще как-нибудь), интерпретируется в нашем описании мира как серый гусь. Что значит в таком случае утверждение, что сущность такого-то человека – гусь? Причем, серый? Это значит только то, что человек, обладающий способностью «видения» сущности, «увидит» (или «услышит», или «воспримет») в сущности данного человека как одну из ее сторон или характеристик, ту же самую гармоническую комбинацию, которую мы обычно интерпретирует как «серого гуся». Потому что в природе человека заложено, что одной из характеристик его сущности является комбинация, соответствующая комбинации одного из видов фауны Земли. Но это только одна часть. Другая характеристика сущности соответствует тому набору гармоний, которые мы интерпретируем как «цвет». И так далее (9).
В каком-то смысле, наша интерпретация гармонических законов в виде «окружающего мира» созвучно идее популярной нынче «Матрицы». Все «оцифровано», мы сами тоже. Можно сказать, что мы получаем из внешнего мира числа и превращаем их в наш внутренний мир? Можно было бы, если бы только действительно существовали какие-то «внутренний мир», «внешний мир»... (Какими только понятиями ни приходится оперировать, строя модели в попытке утончить завесу, отделяющую нас от Реального! Да и есть ли она, сама эта «завеса»?) Но не будем отвлекаться. Мы говорили о числах как о Последнем Пределе...
Пределе чего? В данном случае, нашего интеллекта. Ведь математика и числа в частности – это всего лишь наивысшая абстракция, доступная интеллекту. Только и всего-то... Сама же Истина не может быть познана интеллектом, поэтому она должна быть и вне чисел, которые являются одной лишь из категорий нашего ума.
Конечно, приближение к Истине через интеллект – это только один из путей. Есть другие пути, например, через любовь. Или через красоту. Или действие, долг. Или все это может (или должно) быть частями одного пути. Главное только, чтобы путь был «по сердцу», гармоничным, созвучным сущности данного человека. А так, много есть разных путей. Только вот легких нет.
Наконец, есть еще и прямое восприятие, видение, интуиция. Для видящего нет нужды вычислять. Что один мудрец знает, другой видит.
Но здесь речь шла именно об интеллекте.
А когда с лица Великой Матери, держащей в правой руке свиток папируса, а в левой цветок лотоса, спадает, наконец, покрывало, и ты видишь Ее лик, то нет уже никаких «чисел». Правда, нет и тебя самого (10).
Но об этом уже нечего сказать.
Олсуфьево, Май 2004.
=============================================
(1) Вообще, Гюрджиев, употреблял идею «октав» и «нот» часто еще и для удобства, так как эти понятия, возможно, были более близки аудитории, чем, например, просто числа. Хотя в ряде случаев он описывал отношения, не обязательно соответствующие октавам в нашем смысле. О числах он упоминал, но меньше (например, говоря об Эннеаграмме).
(2) Вивекананда
(3) Многие люди не имеют представления о подлинном величии ума древних, подлинных Ученых, представления которых о мире (нередко изложенные в аллегорической или символической форме) считаются наивными и отсталыми по сравнению с «современной наукой». Ирония заключена в том, что именно такое непонимание и неприятие древнего Знания как нельзя более явно и показывает степень деградации сознания современного человека.
(4) Можно видеть, что корни Знания нередко ведут в Египет – границу, отделяющую нас от древности. Согласно преданиям у египетских жрецов учился Моисей, В Египет путешествовал за Знанием Пифагор, корни Христианства лежат в Египте (об этом, в частности, упоминал Г.И. и на это намекает евангельское «бегство в Египет». Что касается суфийской традиции, то достаточно вспомнить Дхн-Нуна Мисри и историю про статую с указующим перстом. Как сказал Екклесиаст: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.». Впрочем, как известно, знание можно найти и в Китае... ;)
(5) Б. Л. Смирнов. «О Книге Гермеса».
«Новый мир», о котором пишет Смирнов, он же «Горний мир», «царство Гармонии», «царство Божие», «Земля Истины». (Или, говоря языком притчи, мир, в котором яблоки не червивые.) Нет, это не наша земля, которая «растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.» Еще и поэтому так трудно находить порядок, гармонию, Законы в мире, изуродованном нами самими, по выражению Георгия Ивановича, «двуногими разрушителями природного добра», с помощью нашего главного орудия разрушения - «научно-технического прогресса». Нет ни той гармонии в мире, а уж во что превратились люди и говорить не приходится. Потеряна мелодия...
Между прочим, не так уж легко составить тетраграмму из 22 знаков! Не прост был Борис Леонидович, академик, православный. Ой, не прост...
(6) Мэн Цзяо. Перевод Ю.К. Щуцкого
(7) Иногда вместо чисел использовались буквы
(8) См. Главу об Экспериментальной мистике из книги П. Д. Успенского «Новая модель Вселенной»
(9) См.О типах сущности. Говоря о сущности человека, стоит упомянуть, что в ней присутствуют и гармонии относящиеся к другим «царствам»: растительному, царству минералов и проч. С древности было известно (да и сейчас еще не забыто), что у каждого человека есть «свое» растение, «свой» камень, и др. (Как и свое число, Стихия и пр.)
(10) «Тогда Зрящий пребывает в своей собственной природе». («Йога-сутра» Патанджали)
Свежие комментарии