На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КУ АРТ

2 903 подписчика

Свежие комментарии

  • Полина Фомина
    У меня получилось продать душу Дьяволу. С помощью Ведьмы. Её почта: tradessouls@bk.ru Результат быстрый! Теперь деньг...Куплю Душу

Городушки

В праздновании Петрова дня нашли отражение не столько христианские легенды о свв. Петре и Павле, сколько древние мифы, связанные с поклонением солнцу.

Особенно ярко это проявлялось в деревнях южнорусских губерний. Петров день и предшествовавшая ему ночь были посвящены гулянью. Накануне Петрова дня парни, девушки, женщины и мужчины в ожидании восхода солнца отправлялись на возвышенное место за деревню, где всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились.

Этот обычай назывался «караулить солнце». Считалось, что в петровское утро солнце играет на небе, переливаясь разными цветами. Крестьяне Тульской губернии говорили об игре солнца так: «Солнце то спрячется, то покажется, то повернется, то вниз уйдет, то блеснет голубым, то розовым, то разными вместе цветами».

Песни, игры, пляски и шутки гуляний носили ярко выраженный любовно-брачный характер. Так, например, в некоторых деревнях Южной России ожидание солнца сопровождалось игрой «в свадьбу». «Жениха» выбирали среди парней, а «невестой» становилась бойкая баба средних лет. Их сажали на два колеса, и начиналась «свадьба», причем разыгрывались все этапы от сватовства до венчания. С восходом бабы стаскивали с себя сарафаны, распускали волосы и бегали в одной рубахе по деревне, преследуемые парнями. Девушки в это время свистели, кричали, пели, плясали. Брачно-эротическая тематика была характерна для празднеств в честь великого солнца, дающего жизнь.

Особенностью петровского праздника были и так называемые бесчинства молодежи. Молодежь бегала по деревне и вокруг нее с шумом, грохотом, криком, перегораживала улицы украденными у хозяев предметами: боронами, ушатами, бочками, выдернутыми из изгороди кольями, забирала все, что не было убрано с улицы, залезала в огороды, вытаскивая овощи.

Подобные бесчинства парней и девушек, по мнению многих ученых, носили ритуальный характер и были связаны с изгнанием нечистой силы.

В празднествах Петрова дня заметна явная перекличка с обрядовыми действиями Семика – Троицы, Петровского заговенья, Иванова дня. В глубокой древности, как предполагают исследователи, это был единый, длившийся несколько дней праздник, связанный с летним солнцестоянием. Введение Православной Церковью петровского поста, начинавшегося через неделю, в понедельник после Троицы, и длившегося вплоть до Петрова дня, разорвало на части этот некогда единый летний цикл языческих празднеств.

Петров День считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, свидетельствующие о приближении осени. По русским поверьям, в Петров День св. Петр якобы «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не заготавливали трав и растений, не ломали ветки на веники и т.п. Болгары верили, что после Петрова Дня начинает холодать, солнце поворачивает к зиме, птицы перестают петь, а трава расти. В южнорусских губерниях на рассвете Петрова Дня люди ходили «караулить солнце»: смотреть, как при восходе оно «играет», переливаясь разными цветами. У восточных славян (особенно у русских) в ночь на Петров День часто совершались бесчинства.

У южных славян (особенно широко в Хорватии) в Петров День часто жгли костры. Пастухи зажигали огромные факелы и носили их вокруг загонов со скотом. Иногда Петров День был одним из нескольких летних праздников, когда принято было жечь костры (наряду с Ивановым и Видовым днями). Пастухи совершали действия, призванные защитить скот: они плели венки, которыми украшали скот, загоны и изгороди, вешали венки на молочную посуду и т.п.

До Петрова Дня во многих славянских традициях соблюдался запрет есть фрукты нового урожая, главным образом яблоки. Сербы из окр. Болевца полагали, что в Петров День св. Петр на небе делит фрукты

между умершими детьми. Верили, что в Петров День св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишается яблока. В Петров День матери, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, раздавали в память об умерших или устраивали угощение для соседских детей, и только после этого запрет есть фрукты снимался.

Кое-где у южных славян в Петров День совершалось коллективное заклание животного (вола, петуха и др.) и последующее пиршество (ср. Братчина).

В России на Петров День молодожены посещали родителей невесты; поскольку к Петрову Дню кончался Петров пост, то говорили, что молодожены приходят «на сыры». К этому дню отец невесты готовил для дочери новые вилы и грабли и дарил ей в Петров День, чтобы молодая женщина в новой семье могла участвовать в предстоящем сенокосе.

наверх