Немецкий писатель ГЕРМАН ГЕССЕ
Павел Глоба Зороастрийский календарь Год Волка 2005 Минск
Рожденные в год Волка
2.07.1877 - 9.08.1962
ПОДМАСКОЙ «СТЕПНОГОВОЛКА»
Как же не быть мне Степным волком и жалким отшельником в мире, ни одной цели которого я не разделяю, ни одна радость которого меня не волнует!
...Степной волк погибал от своей независимости. Он достиг своей цели, он становился все независимее, никто ему ничего не мог приказать, ни к кому он не должен был приспосабливаться, как ему вести себя, определял только он сам... Но среди достигнутой свободы Гарри вдруг ощутил, что егосвобода - это смерть, что он в одиночестве, что мир каким-то зловещим образом оставил его в покое, что ему, Гарри, больше дела нет до людей и даже до самого себя, что он медленно задыхается во все более разряженном воздухе одиночества и изоляции...
Герман Гессе, «Степной волк»
Гороскоп Германа Гессе
г. Виттенберг, Германия П/Гринвич: 0:00 51°55'00"с.ш., 12°38'00"в.д.
02.07.1877 18:37 Понедельник, 14 с.д., 21 л.д.
Время рождения Германа Гессе известно из дневника его матери, в котором оно обозначено как «вечером в половине седьмого». Время ректифицировано.
Герман Гессе родился в Калве, на севере Шварцвальда. Его отец, Иоганнес Гессе, происходил из Эстонии из семьи врача, мать, Мария Гундерт, - из семьи миссионера в Индии. Гессе были балто-немецкого рода. Гундерты - рода швабского.
Из дневника Марии Гессе-Гундерт: «В понедельник, 2 июля 1877 года, после трудного дня Бог в своей милости вечером в половине седьмого даровал жизнь желанному ребенку, который тотчас же заявил о том, что он голоден, самостоятельно повернул голову и устремил свои светлые, голубые глаза к свету, — великолепный пример здорового, сильного парня».
Из краткого жизнеописания самого Германа Гессе: «Л родился под коней Нового времени, незадолго до первых примет возвращения средневековья, под знаком Стрельца, в благотворных лучах Юпитера. Рождение мое совершилось ранним вечером в теплый июльский день». Запись, свидетельствующая о знании Гессе своего гороскопа, в котором Асцендент действительно попадает в знак Стрельца, управителем которого является Юпитер. Более того, находясь вблизи точки восхода, Юпитер действительно освещает ее своими благотворными лучами.
При построении гороскопа мы сместили чуть вперед указанное время рождения. Первичными критериями ректификации стали: место Юпитера в гороскопе и градус Асцендента.
Что касается Юпитера, то, исходя из жизнеописания Гессе, эта планета скорее находится в XIIдоме гороскопа, нежели в Iдоме. Гессе не был социально активным человеком, что было бы свойственно проявлениям Юпитера в Iдоме, символически соответствующем знаку Овна. Он никогда не стремился ни повелевать, ни поучать, ему не были свойственны ни желание быть заметным, ни надменность, ни амбиции, ни претензии на роль «авторитета».
И даже достигнув всех юпитерианских почестей - славы, известности, популярности, Гессе никак не проявлял их, скорее тяготился ими: «Я никогда не любил публичности, и мне никогда не доставляло удовольствия жить в окружении, где меня знают как человека с именем и знаменитость; моя жизнь должна быть достаточно приватной, и я никогда не присутствовал на разного рода сборищах «видных деятелей».
Поведение Гессе полностью соответствовало положению Юпитера по другую сторону Асцендента - в XIIдоме, символически связанным со знаком Рыб, согласно которому мировоззрение человека формируется в уединении, а его жизнь проходит в некоторой отстраненности от социума: «Странно, но я, начиная со своих школьных лет, везде был обречен на одиночество, которое стаю для меня, в конце концов, дружественным. Я не находил друга, может быть потому что слишком горд и не мог позволить себе домогаться кого-либо, поэтому с трех лет я привык думать в одиночку и петь в одиночку...».
При таком раскладе гороскопа Юпитер является одновременно альмутеном трех домов - I, XIи XII, и попадая в XIIдом, еще более усиливает его роль, объясняя многие внутренние проблемы Гессе. Такой человек сам воплощает в себе авторитет, хорошо чувствует себя в изоляции, ему свойственны самопознание, углубление, оккультная работа, медитация, психоанализ. Его свобода - в уединении, его лучший друг - одиночество, с которым никогда не бывает скучно, потому что такому человеку всегда есть о чем подумать, тем более мыслителю, поэту-писателю. Он не хотел быть «голосом в хоре» - вместо общности и товарищества он хотел противоположного: «он создан не для жизни в коллективе, он одинокий король в сотворенном им самим царстве мечты». Это Юпитер в XIIдоме! Конечно же, не малую роль в формировании столь затворнического характера Гессе сыграл и переполненный планетами знак Рыб (Луна, Сатурн, Марс и Восходящий узел), управители которого, Нептун и Юпитер, хоть и стоят на кардинальных точках гороскопа (IС и Asc), но попадают в IVи XIIдома, отнюдь не связанные с активным социальным проявлением. К тому же тип космограммы Гессе можно определить как лунарный, а значит, для него внутренние переживания гораздо важнее внешних событий. Управителем солнечного знака Рака, под которым он родился, опять же является хозяйка внутреннего мира Луна, которая попадает в градус «мертвых рыб» - какая уж тут активность! В силу столь ярко выраженной Луны в гороскопе Гессе был человеком очень чувствительным, эмоциональным, обидчивым, с крайне уязвимой психикой, но в то же время склонным к психоанализу, занятия которым помогли ему избежать многих проблем.
295
влекают то неудовольствие, то насмешки, а то и смертельное оскорбление».
Как человек, «обреченный стать личностью», он вступил в конфликт с учителями и родителями, конфликт, становившийся все тяжелее и тяжелее. Это ли не проявление характера подрастающего Волка, самостоятельного и независимого?! Но еще никогда в природе волчонок, каким бы сильным и умным он не был, не побеждал вожака...
Наказанием за нарушение «табеля о рангах» стало изгнание в иногороднюю школу. Годом позднее он стал питомцем теологической семинарии, и все уже вроде наладилось, как вдруг внутри его снова разразились бури, которые привели к бегству из монастырской школы, а затем к наказанию строгим карцером и прощанию с семинарией. Некоторое время он продолжал учебу в гимназии, однако и здесь все окончилось карцером и расставанием. Затем три дня пробыл учеником в торговом доме, откуда снова сбежал. Полгода был помощником отца, потом в течение полутора лет работал в механической мастерской и на фабрике башенных часов.
Вот что писал в это время 15-летний сын своим родителям: «Я все потерял: родину, родителей, любовь, веру, надежду и самого себя...». А вот другое письмо, датированное этим же временем: «Если бы вы могли заглянуть в мое нутро, в кромешный ад, в котором лишь одна точка горит и тлеет адским светом, вы бы пожелали мне смерти... Если вы будете мне писать, то, пожалуйста, обойдитесь без вашего Христа. Им мне здесь и без того протрезвонили все уши. «Христос и любовь», «Христос и блаженство» etc. etc. начертано на каждой стене, в каждом уголке, а между этими словами все полно ненависти и вражды». Это письмо -- ключ к пониманию и того драматического периода, и всего творчества Гессе.
Скитания «отверженного волчонка» продолжались более четырех лет. Это было самое тяжелое время в его жизни - первое великое перерождение, по словам самого Гессе, борьба за самоутверждение, за защиту собственного «Я». Это были «злые времена гнева, ненависти и мыслей о самоубийстве», долгий период психологического кризиса и духовного одиночества, заложивший основы всех его внутренних проблем. В последствии мотив бегства, ухода из общества, мотив конфликта человека и социума, обрекающий первого на полное одиночество и нередко ведущий к самоубийству, нашел свою реализацию в большинстве художественных произведений писателя.
Проблема суицида столь захватила Гессе, что он буквально смаковал размышления о самоубийстве, подробно описывая всю глубину внутренних переживаний человека, решившего свести счеты с жизнью:
«Пример тому и Гарри, Степной волк. Как и для тысяч ему подобных, мысль, что он волен умереть в любую минуту, была Оля него не просто юношески грустной игрой фантазии, нет, в этой мысли он находил опору и утешение. Да, как во всех людях его типа, каждое потрясение, каждая боль, каждая скверная .житейская ситуация сразу .нее пробуждал и в нем желание избавиться от них с помощью смерти. Но постепенно он выработал из этой своей склонности философию, прямо-таки полезную для жизни.
Интимное знакомство с мыслью, что этот запасной выход всегда открыт, давало ему силы, наделяло его любопытством к болям и невзгодам, и. когда ему приходилось весьма туго, он порой думал с жестокой радостью, с каким-то злорадством: «Любопытно поглядеть, что способен человек вынести! Ведь когда терпенье дойдет до предела, мне стоит только отворить дверь, и меня поминай, как звали». Есть очень много самоубийц, которым эта мысль придает необычайную силу.
С другой стороны, всем самоубийцам знакома борьба с соблазном покончить самоубийством. Каким-то уголком души каждый знает, что самоубийство хоть и выход, но все-таки немного .жалкий и незаконный запасной выход, что, в сущности, красивей и благородней быть сраженным самой .жизнью, чем своей .же собственной рукой. Это знание, эта неспокойная совесть, имеющая тот же источник, что и нечистая совесть онанистов, толкает большинство «самоубийц» на постоянную борьбу с их соблазном. Они борются, как борется клептоман со своим пороком.
Степному волку тоже была знакома эта борьба, он вел ее, многократно меняя оружие. В конце концов, дожив лет до сорока семи, он напал на одну счастливую и не лишенную юмора мысль, которая часто доставляла ему радость. Он решил, что его пятидесятый день рожденья будет тем днем, когда он позволит себе покончить с собой».
Вопросы жизни и смерти в любом гороскопе рассматриваются сквозь призму IIи VIIIдомов. Именно через эти дома проходит в гороскопе Гессе ось Лунных узлов, значит, для него эта проблема была кармической, и поскольку Восходящий узел попадает во IIдом, жизнь должна была победить смерть. И она победила: «Я стал-таки поэтом и, по видимости, выиграл свою долгую и упрямую борьбу против всего мира... Только теперь до меня дошло, в каком устрашающем одиночестве, в какой аскезе, в какой опасности жил я год за годом; тепловатый воздух признания отогревает меня, и я начал уже превращаться в довольного человека».
Как видим, победа Гессе заключалась в творческой реализации в области литературной деятельности - «я стал-таки поэтом», и была достигнута через знак Близнецов и Vдом гороскопа. Здесь в гороскопе Гессе находится указующая светлый путь Белая Луна, стоящая в градусе поэтически одаренной натуры, - выбор был сделан правильно.
Вопрос II—VIIIдомов (домов жизни и смерти), а вместе с ним и Лунных узлов, был решен через Vдом через выбор в сторону света, с помощью Белой Луны, но стоящей к Узлам в тау-квадрате (!), что и объясняет те трудности и испытания, которые пришлось пройти писателю на пути к своей мечте.
Аналогичным образом, через Vдом гороскопа, только несколько в ином его проявлении - через любовь, праздник, театр (магический театр), игру, юмор и смех — вопрос жизни и смерти решил для себя Гарри Галлер, один из важнейших персонажей писателя:
«Этот Степной волк должен был умереть, должен был собственноручно покончить со своей ненавистной .жизнью - или .же должен был переплавиться в смертельном огне обновленной самооценки, сорвать с себя маску и двинуться в путь к новому «я». ...Я понимал свое состояние с полной, беспощадной ясностью, понимая, что ни что иное, как невыносимый раздор между неспособностью жить и неспособностью умереть, делает столь важной для меня эту маленькую красивую плясунью из «Черного орла». Она была окошечком, крошечным светлым отверстием в темной пещере моего страха. Она была спасением, путем на волю...
О, я понял все... я знал, что все сотни тысяч фигур игры жизни лежат у меня в кармане, я изумленно угадывая смысл игры, я был согласен начать ее еще раз... Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться...».
Что же так влекло Гессе к вопросим смерти, что являлось причиной столь ужасающего способа разрешения всех проблем? Обратим внимание еще раз на довольно-таки сильный VIIIдом его гороскопа. Сигнификатор и элеватор дома, Плутон и Уран, занимают ущербное положение, находясь в местах своего изгнания, и образуют между собой квадратуру - напряженный, дисгармоничный аспект, что изначально закладывает рассматриваемую проблему на психологическом уровне. Плутон в Тельце и Уран во Льве - это вспыльчивость и импульсивность, неумение и нежелание идти на компромисс, неподчинение и упрямство, доходящее до сумасбродства, переходящего в колоссальную силу сопротивления. К тому же Уран попадает в градус экзальтации Плутона (23 Льва) - борьба за собственную свободу неминуемо влекла мятеж. Во всем этом и кроется разгадка «возвышенного тиранического духа и страстного бунтарства» Гессе, отмеченная еще в дневниках его матери. Более того, положение Плутона в IVдоме гороскопа подтверждает подавленное в детстве чувство собственного достоинства, бунт Гессе против родителей и традиционных установок.
Событийный управитель VIIIдома, Прозерпина, находится в нем же, усиливая его значимость, - перерождение этого человека, его духовное преображение будет происходить через прояснение для себя проблемы смерти и потустороннего мира. В точной оппозиции к Прозерпине стоит Марс, самая воинственная планета, без которой не обходится ни одно «убийство», причем Марс попадает в градус «возможного самоубийства» (12 Рыб). Но поскольку Марс находится в Рыбах, отличаясь там своей нерешительностью, проблема самоубийства решалась Гессе на внутреннем плане, превращаясь в навязчивую идею. Ситуацию усугубляла стоящая в градусе сумасшествия и самоубийства Луна (29 Рыб), объясняя также прогрессировавшее разрушение психики, неврозы и депрессии.
Отдельно отметим оппозицию Урана к Черной Луне в Водолее, диспозитором которой он является. Лилит в Водолее, знаке с ключевым словом «свобода», конечно же, будет подвергать человека испытаниям, связанным с лишением свободы, когда за любую попытку стать свободным человек расплачивается, что собственно и происходило в жизни Гессе. Борьба за свободное волеизъявление была кармической проблемой Гессе, которая событийно решалась через VIIIдом (экстремальными способами), поскольку именно там находится управитель Водолея Уран. Вот почему любые посягательства на свободу этого человека тут же вызывали протест.
Другое проявление Черной Луны в Водолее связано с отсутствием стабильности в жизни, разрушением планов, ненадежностью окружения, предательством друзей, и как результат, одиночеством, а также с вопросом разделения добра и зла, лжи и истины. В полной мере все это проявилось в жизни Гессе в годы первой мировой войны, когда он, не разделивший «радость» по случаю «великой эпохи» со своими коллегами, признававшими блага войны, написал статью о том, что, к сожалению, гак называемые «люди духа» не способны ни на что другое, кроме как на проповедь ненависти, распространение лжи и восхваление великой беды. Следствием того стало неминуемое столкновение с прессой, провозгласившей Гессе изменником и предателем, а также враждебное непонимание и расторжение с друзьями (удары Черной Луны в Водолее):
«Дотоле я ни разу не испытывал, что же чувствует тот, кто оплевывает сплоченное большинство... Старые друзья оповещали меня, что они вскормили у своего сердца змею, и что сердце это впредь бьется только Оля кайзера и для нашей державы, но не для такого выродка, как я. Ругательные письма от неизвестных лиц
поступали во множестве... Это было вторым перерождением моей жизни».
«Снова я видел себя в распре с тем самым миром, с которым только что жил в добром согласии. Снова все несло мне неудачу, снова я был одинок и несчастлив, снова каждое мое слово и каждая моя мысль наталкивались на враждебное непонимание. Снова между действительностью и тем, что казалось мне желательным, разумным и добрым, открывалась безнадежная пропасть» - писал Гессе.
Жизнь вновь летела под откос, его вновь «изгоняли из стаи». Но только на этот раз он искал причину своих мук не вокруг себя, а в себе самом: «Корить весь мир за его безумие и бездушие - да на это не имеет права никто из людей и никто из богов, и я меньше всех. Значит, во мне самом должен был обретаться какой-то непорядок, раз я вступил в конфликт со всеобщим ходом мироздания... Преобладающая часть того, что я увидел, спускаясь по кругам ада в себе самом, была фальшью и подделкой без всякой ценности... Свою задачу, или, лучше сказать, свой путь к спасению, я видел теперь... единственно в том, чтобы дать немногому действительно живому и сильному во мне пережить свою жизнь до конца, единственно в безоговорочной верности тому, что я еще ощущал в себе живущим. Это была жизнь - это был бог».
Разум поборол амбиции, вера одолела безверие, человек одержал победу над самим собой.
Что же в гороскопе Гессе указывает на столь мощное противопоставление себя другим, непримиримое противостояние таких понятий, как «я» и «общество»? Проблема Iи VIIдомов.
Ось Asc-Dscв гороскопе Гессе проходит через знаки Стрельца и Близнецов. Управителем Асцендента является Юпитер, управителем Десцендента - Меркурий. Обе планеты стоят в местах своей обители, знаках наиболее сильного проявления, и в оппозиции друг к другу! К тому же в VIIдоме гороскопа находится Солнце, и как бы того не хотел затворник-Гессе, он привлекал к себе слишком много внимания. С одной стороны, светило работало на его популярность и признание, с другой, подвергало суду и притягивало сильных противников.
Вся суть и глубина проблемы взаимоотношений человека и социума представлена Гессе в его романе «Степной волк». Герой романа, писатель Гарри Галлер, прототипом коего является сам Герман Гессе, - интеллигент-одиночка, который не может смириться с окружающей его ложью. Это ею, Галлера, а значит и себя, автор называет «степным волком», одиноким зверем, не приемлющим стадных законов, по которым живут обыватели.
Но Галлер является волком еще и в другом смысле: ему приходится бороться не только с обществом, но и с самим собой, с «человеком-зверем», который таится в душе каждого и постепенно сдает свои позиции «человеку духа»: «Разделение на волка и человека, на инстинкт и Дух, предпринимаемое Гарри для большей понятности его судьбы, - это очень грубое упрощение, это насилие над действительностью ради доходчивого, но неверного объяснения противоречий, обнаруженных в себе этим человеком и кажущихся ему источником его немалых страданий. Гарри обнаруживает в себе «человека», то есть мир мыслей, чувств, культуры, укрощенной и утонченной природы, но рядом он обнаруживает еще и «волка», то есть темный мир инстинктов, дикости, жестокости, неутонченной, грубой природы. Несмотря на это, с виду такое ясное разделение своего естества на две взаимовраждебных сферы, он нет-нет да замечал, что волк и человек какое-то время, в какие-то счастливые мгновенья уживались друг с другом.
...Он хочет либо преодолеть в себе волка и стать целиком человеком, либо отказаться от человека и хотя бы как волк жить цельной, нераздвоенной жизнью. Вероятно, он никогда как следует не наблюдал за настоящим волком — а то бы он, может быть, увидел, что и у животных нет цельной души, что и у них за прекрасной, подтянутой формой тела кроется многообразие стремлений и состояний, что у волка есть свои внутренние бездны, что и волк страдает».
Галлер понимает, что и жизнь в обществе, и жизнь в изоляции одинаково могут довести его до безумия. Герой мечется в поисках выхода из одиночества. Таинственным образом он попадает в «магический театр» {«Вход только для сумасшедших») — воображаемое пространство, в котором происходят самые удивительные вещи: Гессе с ловкостью опытного психоаналитика разложил на части и собрал заново всю жизнь души Гарри Галлера. В результате этого воспитание героя завершилось, и сошедшие с высот человеческого духа «бессмертные» своей возвышенной веселостью спасли его от отчаяния и послали к людям.
Проблема «степного волка», одиночества и изоляции, была успешно побеждена и самим Германом Гессе, ведь «магический театр» - не что иное, как серьезнейший психоанализ, которому писатель неоднократно подвергал себя как самостоятельно, так и под наблюдением в клинике Юнга, иногда под непосредственным началом великого психолога. Глубокое изучение психологии, увлечение восточной философией, занятия медитацией открыли Гессе «путь в смысловые глубины, приблизили к пониманию основ мира и жизни», помогли преодолеть «волка» внутри себя.
Герман Гессе прожил долгую жизнь - 85 лет, и умер 9 августа 1962 года. Одержав главную победу в своей жизни, победу над самим собой, он научился не противопоставлять себя миру и не спасаться от него бегством, а искать некий добрый смысл даже в самых жестоких событиях и испытаниях:
«Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, - в этом высший смысл и утешение всякого искусства, несмотря на то, что никому из воспевавших ее не удалось избежать смерти.
Пусть эта злополучная война заставит нас глубже, чем когда бы то ни было, почувствовать, что
любовь - выше ненависти,
понимание - выше озлобленности,
мир — благороднее войны,
А иначе, какая же еще от нее польза?..»
Стихотворение о Степном волке,
написанное Гарри Галлером
Мир лежит в глубоком снегу.
Ворон на ветке бьет крылами.
Я, Степной волк, все бегу и бегу,
Но не вижу нигде ни зайца, ни лани?
Нигде ни одной - куда ни глянь.
А я бы сил не жалел в погоне,
Я взял бы в зубы ее, в ладони.
Это ведь любовь моя - лань.
Я бы в нежный кострец вонзил клыки,
Я бы кровь прелестницы вылакал жадно,
А потом бы опять всю ночь от тоски,
От одиночества выл надсадно.
Даже зайчишка — и то бы не худо.
Ночью приятно парного поесть мясца.
Ужели теперь никакой ниоткуда
Мне не дождаться поживы и так и тянуть
до конца?
Шерсть у меня поседела на старости лет,
Глаза притупились, добычи не вижу в тумане.
Милой супруги моей на свете давно уже нет,
А я все бегу и мечтаю о лани.
А я все бегу и о зайце мечтаю,
Снегом холодным горящую пасть охлаждаю,
Слышу, как свищет ветер, бегу, ищу -
К дьяволу бедную душу свою тащу.
Герман Гессе. «Степной волк»
Свежие комментарии