На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КУ АРТ

2 903 подписчика

Свежие комментарии

  • Полина Фомина
    У меня получилось продать душу Дьяволу. С помощью Ведьмы. Её почта: tradessouls@bk.ru Результат быстрый! Теперь деньг...Куплю Душу

Герман Гессе

Немецкий писатель ГЕРМАН ГЕССЕ

Павел Глоба Зороастрийский календарь Год Волка 2005 Минск

Рожденные в год Волка

2.07.1877 - 9.08.1962

ПОДМАСКОЙ «СТЕПНОГОВОЛКА»

Как же не быть мне Степным волком и жалким отшельником в мире, ни одной цели которого я не разделяю, ни одна радость ко­торого меня не волнует!

...Степной волк погибал от своей независимости. Он достиг сво­ей цели, он становился все независимее, никто ему ничего не мог приказать, ни к кому он не должен был приспосабливаться, как ему вести себя, определял только он сам... Но среди достигнутой сво­боды Гарри вдруг ощутил, что егосвобода - это смерть, что он в одиночестве, что мир каким-то зловещим образом оставил его в покое, что ему, Гарри, больше дела нет до людей и даже до самого себя, что он медленно задыхается во все более разряженном возду­хе одиночества и изоляции...

Герман Гессе, «Степной волк»

 

Гороскоп Германа Гессе

г. Виттенберг, Германия П/Гринвич: 0:00 51°55'00"с.ш., 12°38'00"в.д.

02.07.1877   18:37 Понедельник, 14 с.д., 21 л.д.

Время рождения Германа Гессе известно из дневника его матери, в котором оно обозначено как «вечером в половине седьмого». Время ректифицировано.

 

german gesse gp.jpg

Герман Гессе родился в Калве, на севере Шварцвальда. Его отец, Иоганнес Гессе, происходил из Эстонии из семьи врача, мать, Мария Гундерт, - из семьи миссионера в Индии. Гессе были балто-немецкого рода. Гундерты - рода швабского.

Из дневника Марии Гессе-Гундерт: «В по­недельник, 2 июля 1877 года, после трудного дня Бог в своей милости вечером в половине седьмого даровал жизнь желанному ребенку, который тотчас же заявил о том, что он голоден, самостоятельно повернул голову и устремил свои светлые, голубые глаза к све­ту, — великолепный пример здорового, силь­ного парня».

Из краткого жизнеописания самого Герма­на Гессе: «Л родился под коней Нового вре­мени, незадолго до первых примет возвраще­ния средневековья, под знаком Стрельца, в благотворных лучах Юпитера. Рождение мое совершилось ранним вечером в теплый июльский день». Запись, свидетельствующая о знании Гессе своего гороскопа, в котором Асцендент действительно попадает в знак Стрельца, управителем которого является Юпитер. Более того, на­ходясь вблизи точки восхода, Юпитер действительно освещает ее своими благотворными лучами.

При построении гороскопа мы сместили чуть вперед указанное время рождения. Первичными критериями ректификации стали: место Юпитера в гороскопе и градус Асцендента.

Что касается Юпитера, то, исходя из жизнеописания Гессе, эта планета скорее находится в XIIдоме гороскопа, нежели в Iдоме. Гессе не был социально активным человеком, что было бы свойст­венно проявлениям Юпитера в Iдоме, символически соответст­вующем знаку Овна. Он никогда не стремился ни повелевать, ни поучать, ему не были свойственны ни желание быть заметным, ни надменность, ни амбиции, ни претензии на роль «авторитета».

И даже достигнув всех юпитерианских почестей - славы, извест­ности, популярности, Гессе никак не проявлял их, скорее тяготился ими: «Я никогда не любил публичности, и мне никогда не доставля­ло удовольствия жить в окружении, где меня знают как человека с именем и знаменитость; моя жизнь должна быть достаточно приватной, и я никогда не присутствовал на разного рода сбори­щах «видных деятелей».

Поведение Гессе полностью соответствовало положению Юпите­ра по другую сторону Асцендента - в XIIдоме, символически свя­занным со знаком Рыб, согласно которому мировоззрение человека формируется в уединении, а его жизнь проходит в некоторой от­страненности от социума: «Странно, но я, начиная со своих школь­ных лет, везде был обречен на одиночество, которое стаю для меня, в конце концов, дружественным. Я не находил друга, может быть потому что слишком горд и не мог позволить себе домо­гаться кого-либо, поэтому с трех лет я привык думать в одиночку и петь в одиночку...».

При таком раскладе гороскопа Юпитер является одновременно альмутеном трех домов - I, XIи XII, и попадая в XIIдом, еще более усиливает его роль, объясняя многие внутренние проблемы Гессе. Такой человек сам воплощает в себе авторитет, хорошо чувствует себя в изоляции, ему свойственны самопознание, углубление, ок­культная работа, медитация, психоанализ. Его свобода - в уедине­нии, его лучший друг - одиночество, с которым никогда не бывает скучно, потому что такому человеку всегда есть о чем подумать, тем более мыслителю, поэту-писателю. Он не хотел быть «голосом в хоре» - вместо общности и товарищества он хотел противопо­ложного: «он создан не для жизни в коллективе, он одинокий король в сотворенном им самим царстве мечты». Это Юпитер в XIIдоме! Конечно же, не малую роль в формировании столь затворниче­ского характера Гессе сыграл и переполненный планетами знак Рыб (Луна, Сатурн, Марс и Восходящий узел), управители которого, Нептун и Юпитер, хоть и стоят на кардинальных точках гороскопа (IС и Asc), но попадают в IVи XIIдома, отнюдь не связанные с ак­тивным социальным проявлением.  К тому же тип космограммы Гессе можно определить как лунарный, а значит, для него внутрен­ние переживания гораздо важнее внешних событий. Управителем солнечного знака Рака, под которым он родился, опять же является хозяйка внутреннего мира Луна, которая попадает в градус «мерт­вых рыб» - какая уж тут активность! В силу столь ярко выраженной Луны в гороскопе Гессе был человеком очень чувствительным, эмо­циональным, обидчивым, с крайне уязвимой психикой, но в то же время склонным  к психоанализу, занятия которым помогли ему избежать многих проблем.

 

295

 

 

влекают то неудовольствие, то насмеш­ки, а то и смертельное оскорбление».

Как человек, «обреченный стать лич­ностью», он вступил в конфликт с учите­лями и родителями, конфликт, становившийся все тяжелее и тяжелее. Это ли не проявление характера подрастающего Волка, самостоятельного и независимого?! Но еще никогда в природе волчонок, каким бы сильным и умным он не был, не побеждал вожака...

Наказанием за нарушение «табеля о рангах» стало изгнание в иногороднюю школу. Годом позднее он стал питомцем теологической семинарии, и все уже вро­де наладилось, как вдруг внутри его сно­ва разразились бури, которые привели к бегству из монастырской школы, а затем к наказанию строгим карцером и прощанию с семи­нарией. Некоторое время он продолжал учебу в гимназии, однако и здесь все окончилось карцером и расставанием. Затем три дня про­был учеником в торговом доме, откуда снова сбежал. Полгода был помощником отца, потом в течение полутора лет работал в механической мастерской и на фабрике башенных часов.

Вот что писал в это время 15-летний сын своим родителям: «Я все потерял: родину, родителей, любовь, веру, надежду и самого се­бя...». А вот другое письмо, датированное этим же временем: «Если бы вы могли заглянуть в мое нутро, в кромешный ад, в котором лишь одна точка горит и тлеет адским светом, вы бы пожелали мне смерти... Если вы будете мне писать, то, пожалуйста, обой­дитесь без вашего Христа. Им мне здесь и без того протрезвонили все уши. «Христос и любовь», «Христос и блаженство» etc. etc. начертано на каждой стене, в каждом уголке, а между этими сло­вами все полно ненависти и вражды». Это письмо -- ключ к пони­манию и того драматического периода, и всего творчества Гессе.

Скитания «отверженного волчонка» продолжались более четырех лет. Это было самое тяжелое время в его жизни - первое великое перерождение, по словам самого Гессе, борьба за самоутверждение, за защиту собственного «Я». Это были «злые времена гнева, нена­висти и мыслей о самоубийстве», долгий период психологического кризиса и духовного одиночества, заложивший основы всех его внутренних проблем. В последствии мотив бегства, ухода из обще­ства, мотив конфликта человека и социума, обрекающий первого на полное одиночество и нередко ведущий к самоубийству, нашел свою реализацию в большинстве художественных произведений писателя.

Проблема суицида столь захватила Гессе, что он буквально сма­ковал размышления о самоубийстве, подробно описывая всю глу­бину внутренних переживаний человека, решившего свести счеты с жизнью:

 

«Пример тому и Гарри, Степной волк. Как и для тысяч ему по­добных, мысль, что он волен умереть в любую минуту, была Оля него не просто юношески грустной игрой фантазии, нет, в этой мысли он находил опору и утешение. Да, как во всех людях его ти­па, каждое потрясение, каждая боль, каждая скверная .житейская ситуация сразу .нее пробуждал и в нем желание избавиться от них с помощью смерти. Но постепенно он выработал из этой своей склонности философию, прямо-таки полезную для жизни.

Интимное знакомство с мыслью, что этот запасной выход все­гда открыт, давало ему силы, наделяло его любопытством к болям и невзгодам, и. когда ему приходилось весьма туго, он порой думал с жестокой радостью, с каким-то злорадством: «Любопытно по­глядеть, что способен человек вынести! Ведь когда терпенье дой­дет до предела, мне стоит только отворить дверь, и меня поми­най, как звали». Есть очень много самоубийц, которым эта мысль придает необычайную силу.

С другой стороны, всем самоубийцам знакома борьба с соблаз­ном покончить самоубийством. Каким-то уголком души каждый знает, что самоубийство хоть и выход, но все-таки немного .жал­кий и незаконный запасной выход, что, в сущности, красивей и бла­городней быть сраженным самой .жизнью, чем своей .же собст­венной рукой. Это знание, эта неспокойная совесть, имеющая тот же источник, что и нечистая совесть онанистов, толкает боль­шинство «самоубийц» на постоянную борьбу с их соблазном. Они борются, как борется клептоман со своим пороком.

Степному волку тоже была знакома эта борьба, он вел ее, мно­гократно меняя оружие. В конце концов, дожив лет до сорока се­ми, он напал на одну счастливую и не лишенную юмора мысль, ко­торая часто доставляла ему радость. Он решил, что его пятиде­сятый день рожденья будет тем днем, когда он позволит себе по­кончить с собой».

 

Вопросы жизни и смерти в любом гороскопе рассматрива­ются сквозь призму IIи VIIIдо­мов. Именно через эти дома проходит в гороскопе Гессе ось Лунных узлов, значит, для него эта проблема была кармической, и поскольку Восходящий узел попадает во IIдом, жизнь долж­на была победить смерть. И она победила: «Я стал-таки поэтом и, по видимости, выиграл свою долгую и упрямую борьбу против всего мира... Только теперь до меня дошло, в каком устрашающем одиночестве, в какой аскезе, в какой опасности жил я год за годом; тепловатый воздух призна­ния отогревает  меня, и я начал уже превращаться в довольного че­ловека».

Как видим, победа Гессе заключалась в творческой реализации в области литературной деятельности - «я стал-таки поэтом», и была достигнута через знак Близнецов и Vдом гороскопа. Здесь в гороскопе Гессе находится указующая светлый путь Белая Луна, стоящая в градусе поэтически одаренной натуры, - выбор был сде­лан правильно.

 Вопрос II—VIIIдомов (домов жизни и смерти), а вместе с ним и Лунных узлов, был решен через Vдом через выбор в сторону света, с помощью Белой Луны, но стоящей к Узлам в тау-квадрате (!), что и объясняет те трудности и испытания, которые пришлось пройти писателю на пути к своей мечте.

Аналогичным образом, через Vдом гороскопа, только несколько в ином его проявлении - через любовь, праздник, театр (магический театр), игру, юмор и смех — вопрос жизни и смерти решил для себя Гарри Галлер, один из важнейших персонажей писателя:

«Этот Степной волк должен был умереть, должен был собственноручно покончить со своей ненавистной .жизнью - или .же должен был переплавиться в смертельном огне обновленной самооценки, сорвать с себя маску и двинуться в путь к новому «я». ...Я понимал свое состояние с полной, беспощадной ясностью, понимая, что ни что иное, как невыносимый раздор между неспо­собностью жить и неспособностью умереть, делает столь важ­ной для меня эту маленькую красивую плясунью из «Черного орла». Она была окошечком, крошечным светлым отверстием в темной пещере моего страха. Она была спасением, путем на волю...

О, я понял все... я знал, что все сотни тысяч фигур игры жизни лежат у меня в кармане, я изумленно угадывая смысл игры, я был согласен начать ее еще раз... Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться...».

Что же так влекло Гессе к вопросим смерти, что являлось причи­ной столь ужасающего способа разрешения всех проблем? Обратим внимание еще раз на довольно-таки сильный VIIIдом его гороско­па. Сигнификатор и элеватор дома, Плутон и Уран, занимают ущербное положение, находясь в местах своего изгнания, и обра­зуют между собой квадратуру - напряженный, дисгармоничный аспект, что изначально закладывает рассматриваемую проблему на психологическом уровне. Плутон в Тельце и Уран во Льве - это вспыльчивость и импульсивность, неумение и нежелание идти на компромисс, неподчинение и упрямство, доходящее до сумасброд­ства, переходящего в колоссальную силу сопротивления. К тому же Уран попадает в градус экзальтации Плутона (23 Льва) - борьба за собственную свободу неминуемо влекла мятеж. Во всем этом и кроется разгадка «возвышенного тиранического духа и страстного бунтарства» Гессе, отмеченная еще в дневниках его матери. Более того, положение Плутона в IVдоме гороскопа подтверждает подав­ленное в детстве чувство собственного достоинства, бунт Гессе против родителей и традиционных установок.

Событийный управитель VIIIдома, Прозерпина, находится в нем же, усиливая его значимость, - перерождение этого человека, его духовное преображение будет происходить через прояснение для себя проблемы смерти и потустороннего мира. В точной оппозиции к Прозерпине стоит Марс, самая воинственная планета, без которой не обходится ни одно «убийство», причем Марс попадает в градус «возможного самоубийства» (12 Рыб). Но поскольку Марс находит­ся в Рыбах, отличаясь там своей нерешительностью, проблема са­моубийства решалась Гессе на внутреннем плане, превращаясь в навязчивую идею. Ситуацию усугубляла стоящая в градусе сумасшествия и самоубийства Луна (29 Рыб), объясняя также прогрессировавшее разрушение психики, неврозы и депрессии.

Отдельно отметим оппозицию Урана к Черной Луне в Водолее, диспозитором которой он является. Лилит в Водолее, знаке с клю­чевым словом «свобода», конечно же, будет подвергать человека испытаниям, связанным с лишением свободы, когда за любую по­пытку стать свободным человек расплачивается, что собственно и происходило в жизни Гессе. Борьба за свободное волеизъявление была кармической проблемой Гессе, которая событийно решалась через VIIIдом (экстремальными способами), поскольку именно там находится управитель Водолея Уран. Вот почему любые посяга­тельства на свободу этого человека тут же вызывали протест.

Другое проявление Черной Луны в Водолее связано с отсутстви­ем стабильности в жизни, разрушением планов, ненадежностью окружения, предательством друзей, и как результат, одиночеством, а также с вопросом разделения добра и зла, лжи и истины. В полной мере все это проявилось в жизни Гессе в годы первой мировой вой­ны, когда он, не разделивший «радость» по случаю «великой эпо­хи» со своими коллегами, признававшими блага войны, написал статью о том, что, к сожалению, гак называемые «люди духа» не способны ни на что другое, кроме как на проповедь ненависти, рас­пространение лжи и восхваление великой беды. Следствием того стало неминуемое столкновение с прессой, провозгласившей Гессе изменником и предателем, а также враждебное непонимание и рас­торжение с друзьями (удары Черной Луны в Водолее):

«Дотоле я ни разу не испытывал, что же чувствует тот, кто оплевывает сплоченное большинство... Старые друзья оповещали меня, что они вскормили у своего сердца змею, и что сердце это впредь бьется только Оля кайзера и для нашей державы, но не для такого выродка, как я. Ругательные письма от неизвестных лиц

поступали во множестве... Это было вторым перерождением моей жизни».

«Снова я видел себя в распре с тем самым миром, с которым только что жил в добром согла­сии. Снова все несло мне неуда­чу, снова я был одинок и несча­стлив, снова каждое мое слово и каждая моя мысль наталкива­лись на враждебное непонима­ние. Снова между действитель­ностью и тем, что казалось мне желательным, разумным и доб­рым, открывалась безнадежная пропасть» - писал Гессе.

Жизнь вновь летела под откос, его вновь «изгоняли из стаи». Но только на этот раз он искал при­чину своих мук не вокруг себя, а в себе самом: «Корить весь мир за его безумие и бездушие - да на это не имеет права никто из людей и никто из богов, и я меньше всех. Значит, во мне са­мом должен был обретаться какой-то непорядок, раз я вступил в конфликт со всеобщим ходом мироздания... Преобладающая часть того, что я увидел, спускаясь по кругам ада в себе самом, была фальшью и подделкой без всякой ценности... Свою задачу, или, лучше сказать, свой путь к спасению, я видел теперь... единственно в том, чтобы дать немногому дей­ствительно живому и сильному во мне пережить свою жизнь до конца, единственно в безоговорочной верности тому, что я еще ощущал в себе живущим. Это была жизнь - это был бог».

Разум поборол амбиции, вера одолела безверие, человек одержал победу над самим собой.

Что же в гороскопе Гессе указывает на столь мощное противо­поставление себя другим, непримиримое противостояние таких по­нятий, как «я» и «общество»? Проблема Iи VIIдомов.

Ось Asc-Dscв гороскопе Гессе проходит через знаки Стрельца и Близнецов. Управителем Асцендента является Юпитер, управите­лем Десцендента - Меркурий. Обе планеты стоят в местах своей обители, знаках наиболее сильного проявления, и в оппозиции друг к другу! К тому же в VIIдоме гороскопа находится Солнце, и как бы того не хотел затворник-Гессе, он привлекал к себе слишком много внимания. С одной стороны, светило работало на его популярность и признание, с другой, подвергало суду и притягивало сильных противников.

Вся суть и глубина проблемы взаимоотношений человека и со­циума представлена Гессе в его романе «Степной волк». Герой ро­мана, писатель Гарри Галлер, прототипом коего является сам Гер­ман Гессе, - интеллигент-одиночка, который не может смириться с окружающей его ложью. Это ею, Галлера, а значит и себя, автор называет «степным волком», одиноким зверем, не приемлю­щим стадных законов, по кото­рым живут обыватели.

 

Но Галлер является волком еще и в другом смысле: ему приходится бороться не только с обществом, но и с самим собой, с «человеком-зверем», который таится в душе каждого и посте­пенно сдает свои позиции «человеку духа»: «Разделение на волка и человека, на инстинкт и Дух, предпринимаемое Гарри для большей понятности его судь­бы, - это очень грубое упроще­ние, это насилие над действи­тельностью ради доходчивого, но неверного объяснения проти­воречий, обнаруженных в себе этим человеком и кажущихся ему источником его немалых страданий. Гарри обнаруживает в себе «человека», то есть мир мыслей, чувств, культуры, укрощенной и утонченной природы, но рядом он обнаруживает еще и «волка», то есть темный мир инстинктов, дикости, жестокости, неутончен­ной, грубой природы. Несмотря на это, с виду такое ясное разде­ление своего естества на две взаимовраждебных сферы, он нет-нет да замечал, что волк и человек какое-то время, в какие-то сча­стливые мгновенья уживались друг с другом.

...Он хочет либо преодолеть в себе волка и стать целиком чело­веком, либо отказаться от человека и хотя бы как волк жить цельной, нераздвоенной жизнью. Вероятно, он никогда как следует не наблюдал за настоящим волком а то бы он, может быть, уви­дел, что и у животных нет цельной души, что и у них за прекрас­ной, подтянутой формой тела кроется многообразие стремлений и состояний, что у волка есть свои внутренние бездны, что и волк страдает».

Галлер понимает, что и жизнь в обществе, и жизнь в изоляции одинаково могут довести его до безумия. Герой мечется в поисках выхода из одиночества. Таинственным образом он попадает в «ма­гический театр» {«Вход только для сумасшедших») — воображаемое пространство, в котором происходят самые удивительные вещи: Гессе с ловкостью опытного психоаналитика разложил на части и собрал заново всю жизнь души Гарри Галлера. В результате этого воспитание героя завершилось, и сошедшие с высот человеческого духа «бессмертные» своей возвышенной веселостью спасли его от отчаяния и послали к людям.

Проблема «степного волка», одиночества и изоляции, была ус­пешно побеждена и самим Германом Гессе, ведь «магический те­атр» - не что иное, как серьезнейший психоанализ, которому писа­тель неоднократно подвергал себя как самостоятельно, так и под наблюдением в клинике Юнга, иногда под непосредственным нача­лом великого психолога. Глубокое изучение психологии, увлечение восточной философией, занятия медитацией открыли Гессе «путь в смысловые глубины, приблизили к пониманию основ мира и жизни», помогли преодолеть «волка» внутри себя.

Герман Гессе прожил долгую жизнь - 85 лет, и умер 9 августа 1962 года. Одержав главную победу в своей жизни, победу над са­мим собой, он научился не противопоставлять себя миру и не спа­саться от него бегством, а искать некий добрый смысл даже в самых жестоких событиях и испытаниях:

«Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, - в этом высший смысл и утешение всякого искусства, несмотря на то, что никому из вос­певавших ее не удалось избежать смерти.

Пусть эта злополучная война заставит нас глубже, чем когда бы то ни было, почувствовать, что

любовь - выше ненависти,

понимание - выше озлобленности,

мир — благороднее войны,

А иначе, какая же еще от нее польза?..»

 

Стихотворение о Степном волке,

написанное Гарри Галлером

 

Мир лежит в глубоком снегу.

Ворон на ветке бьет крылами.

Я, Степной волк, все бегу и бегу,

Но не вижу нигде ни зайца, ни лани?

Нигде ни одной - куда ни глянь.

А я бы сил не жалел в погоне,

 Я взял бы в зубы ее, в ладони.

Это ведь любовь моя - лань.

Я бы в нежный кострец вонзил клыки,

 Я бы кровь прелестницы вылакал жадно,

 А потом бы опять всю ночь от тоски,

 От одиночества выл надсадно.

Даже зайчишка — и то бы не худо.

 Ночью приятно парного поесть мясца.

Ужели теперь никакой ниоткуда

 Мне не дождаться поживы и так и тянуть

до конца?

Шерсть у меня поседела на старости лет,

Глаза притупились, добычи не вижу в тумане.

 Милой супруги моей на свете давно уже нет,

 А я все бегу и мечтаю о лани.

А я все бегу и о зайце мечтаю,

Снегом холодным горящую пасть охлаждаю,

Слышу, как свищет ветер, бегу, ищу -

К дьяволу бедную душу свою тащу.

Герман Гессе.  «Степной волк»

http://www.zoroastrian.ru/node/887

наверх