1. Смысл "Латихана"
У индонезийского слова латихан нет точных синонимов в
английском языке. Его корень – латих – означает знакомиться с чем-
либо, ассимилировать и вбирать в себя. Наверное, наиболее точным
переводом будет слово тренировка. Дело в том, что термин
"упражнение", мог бы ввести читателя в заблуждение, поскольку обычно
под упражнением подразумевают определенную работу, например,
физическое упражнение, умственное упражнение или религиозное
упражнение. Все это относится к "действию извне", что является полной
противоположностью латихану.
посредством которого мы подчиняем себя процессу, тренировка,
получаемая нами в латихане, не должна быть результатом какого-либо
намеренного действия с нашей стороны. В процессе латихана мы
постепенно наполняемся жизненной силой, которая проникает в нас из
нашей собственной пробуждающейся души 1 .
Хотя латихан и является тренировкой для всей человеческой
природы, он практикуется не с целью получить результат. Пак Субух
настаивает на том, что латихан представляет собой поклонение Богу.
Тренировка – результат поклонения, но первично именно поклонение;
результат вторичен. Вместе с тем, понятие "поклонение Богу" требует
разъяснения, в особенности сегодня, когда множество людей
отвернулось от религии, считая, что поклонение несовместимо ни с какой
приемлемой концепцией Божества. Они утверждают, что вера в Бога,
требующего поклонения от своих творений – это антропоморфная
концепция, пережиток первобытной теологии, когда Бога представляли
Царем, восседающим на небе, чьи требования мало чем отличались от
запросов тирана в мире человечества. "Поскольку Я, Господь и Бог твой,
Бог ревнивый, карающий беззаконие отцов, ненавидевших Меня, до
третьего или четвертого поколения". Читая подобные выдержки, мы
должны принимать во внимание, что они относятся к Полубожественной
Эпохе, Главная Идея которой заключалась в зависимости от помощи
Героев. С каждым новым уроком молодое человечество все ближе
подходило к пониманию природы Божества. Вместе с тем, если мы и не
разделяем сегодня столь наивных антропоморфных представлений о
Творце, то это не означает, что поклонение перестало иметь смысл.
Теологи уже давно пришли к выводу, что Бог требует поклонения не
потому, что нуждается в нем или хочет, чтобы Ему покланялись, а
потому, что это способ, при помощи которого душа человека может
вернуться к своему Источнику. Кроме того, вполне очевидно, что
поклонение представляет собой то состояние, в котором человек
предстоит перед своим Творцом: это осознание, или осведомленность, о
том, что есть неимоверная сила, превосходящая все остальные силы и что
эта Сила благожелательна по отношению ко всем тварям, включая
человека.
В то же время даже теологи не вполне понимают, что состояние
поклонения не может быть достигнуто при помощи временных
инструментов человека, то есть при помощи низших центров. Своим
умом, чувствами и даже телом мы можем хотеть поклоняться Богу, но
это всего лишь инструменты; они не могут быть самим поклоняющимся.
Поклонение является исключительной привилегией души человека,
поскольку именно у души может быть непосредственное осознание Силы
и Любви Бога. Поклонение не может происходить из ума или сердца, как
бы твердо мы ни знали своим умом, что поклоняться необходимо, и
каким бы сильным ни было желание нашего сердца. Истинное
поклонение – это сознательное принятие того состояния, в котором
человек находится в момент смерти, то есть когда его личная воля у него
забирается.
В справедливости этого, на первый взгляд, сомнительного
утверждения можно убедиться на очень простом примере. Иногда,
наблюдая какой-либо колоссальный феномен природы, такой, как
могущественный шторм на море, или даже огромную горную цепь с
белыми вершинами, мы переполняемся ощущением собственного
ничтожества по сравнению с силами природы, и мы переживаем
состояние благоговения и в то же время умиротворенности и
благодарности за то, что такое величие было нам открыто. Причем
нетрудно понять, что этот опыт не исходит от ума или чувств и не
является результатом нашего собственного желания проявить уважение к
природе или "поклоняться" ей. Если мы начинаем "думать" о том, что
переживаем в этот момент, то мгновенно возвращаемся в обычное
состояние; точно так же, если мы начинаем наслаждаться этим
состоянием, то оно превращается в нечто личное и ложное. Если земная
природа может возвысить нас до такого опыта, который выходит за
рамки ума и чувств, то вполне очевидно, что поклонение Богу должно
быть состоянием даже еще гораздо более удаленным от сферы
восприятия наших обычных функций.
Тем не менее это не означает, что телу, чувствам и уму нет места в
латихане; просто они служат инструментами своему хозяину. Только
когда пробуждаются высшие центры, их действие проникает на уровень
низших центров и в итоге приводит их в гармонию с высшими центрами.
В этом как раз и заключается "тренировка", которая подразумевается под
словом "латихан". Когда все органы и их функции натренированы
воспринимать тончайшие влияния и импульсы, исходящие от
сознательности 2 в глубине души, тогда вся природа человека участвует в
поклонении. Истинное поклонение исходит от всего человека, от
высочайших сил его души, равно как и от каждого сантиметра кожи и
каждой косточки его тела. Поклонение – это тренировка, но эта
тренировка осуществляется изнутри.
Религиозные люди часто считают, что, если их ум и чувства активны
при поклонении, то, значит, и их душа тоже поклоняется. Они называют
ум и чувства "свойствами души", и это приводит к ошибочной мысли,
что душа бодрствует, если задействовано хотя бы одно из этих свойств.
На самом же деле, когда поклонение исходит от нашей собственной воли
и управляется ею же, это может быть только поклонением инструментов,
но никак не поклонением души. Это довольно трудно понять, но пока
этого не произойдет, будут оставаться непонятыми и недостатки нашего
поклонения.
Свежие комментарии