Здесь - скорее о том, откуда взялось и что значит это продержавшееся 2,5 тысячи лет словосочетание, чем подробности о связанном с ним и непонятом и поныне. Здесь в основном о музыке, но искать музыку сфер продолжают и в биологии, и в астрономии,...
Пифагор, живший за полтысячи лет до рождения Христа, однажды взял три струны с целочисленным соотношением длин (2:3:4) - и услышал ПРИЯТНЫЙ ДЛЯ СЛУХА звук (аккорд).
Он поделил всю октаву (от струны до полструны) на 12 равных по частотам частей - и сегодня это деление известно как "пифагорейский звукоряд", использовавшийся 18 столетий. Пифагорейцев поразило то, что музыкальная гармония выражается небольшими целыми числами, и они принялись искать подобные числа для объяснения/описания гармонии движении звёзд и планет, которые в то время считались как бы "приклеенными" к невидимым вращающимся вокруг Земли сферам. Им это не удалось (кое-что нашли только в нашем веке), но именно отсюда пошло выражение "ИСКАТЬ МУЗЫКУ СФЕР". Пифагарейцы не поняли также СУТЬ гармонии: почему аккорды приятны для слуха? С развитием органной музыки в XVII веке пифагорейский звукоряд не устроил музыкантов - при его использовании была слышна фальшь в отпределённых сочетаниях звуков, получившая название "волчьи звуки". Попытки математиков (например, Лапласа) решить эту задачу ничего не дали, а решение принадлежит одному из музыкантов, эипирически разделившему октаву на 12 неравных частей с помощью нелинейной шкалы частот: 2 в степени 1/12, 2/12,... 12/12. И "волчьи звуки" тут же исчезли! Это деление октавы назвали "темперированный звукоряд", и сегодня оно используется во всём мире (только в Индии октаву делят на 24 части). Объяснения "приятности для слуха" этого деления НЕТ ДО СИХ ПОР (из-за отсутствия общей теории эстетики [или гармонии], как отметил Р.Фейнман), но в этом звукоряде уже нет целых чисел, т.е. древнегреческая вера в ЦЕЛЫЕ числа РУХНУЛА.
Дальнейшие обнаружения в поиске музыки сфер касаются явлений синхронизации в Солнечной системе (А.М. Молчанов) и в механике, некоторых явлений в биологии (связанных с золотым сечением), которые я пока не обсуждаю. Отмечу лишь один широко известный пример - совпадение лунного дня и года, из-за чего Луна повёрнута к нам одной стороной. Для этого примера причины известны (связаны с приливным трением), но для всей Солнечной системы - нет. Другими словами, мы знаем как рассчитать некоторые явления гармонизации в человеке (построить звукоряд в музыке и др.), в космосе, в биологии,... но НЕ ПОНИМАЕМ причин этого. Р.Фейнман отметил в свих лекциях, что причина - у нас нет общей теории эстетики. Мне думается - пока люди живы, они не прекратят искать музыку сфер...