
Яёи Кусама (Yayoi Kusama) родилась в 1929 году в в Мацумото, в японских Альпах. Воспитывала ее мать, строгая и деспотичная бизнес-вумен. Отец был бабником и часто исчезал из дома, он был мягкосердечным человеком и находился в абсолютной финансовой зависимости от жены. В конце концов, отец завел роман с гейшей и переехал к ней в Токио. Властная мать часто била девочку, указывала, что делать и что носить, не было и дня, чтобы она не жалела о том, что дочь появилась на свет. Атмофера в доме была напряженная и угнетающая, а Яёи чувствовала себя загнанной в угол. В 10 лет у нее впервые случился приступ галлюцинаций: «Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто.
Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась. Я знала, что должна бежать прочь, чтобы чары красных цветов не лишили меня жизни. Я в отчаянии побежала вверх по лестнице. Ступеньки стали разрушаться под моими ногами, и я упала с лестницы, повредив ногу». С тех пор девочка стала видеть различные видения, самым главным из которых стал узор в горошек.







Однажды Яёи Кусама наткнулась в магазине на старую книгу с репродукциями Джорджии О'Кифф, ее картины потрясли молодую художницу. Она специально поехала в Посольство США в Токио, чтобы найти адресс Джорджии. Написав ей письмо, она почти не надеялась на ответ, но он все-таки последовал. Продолжительная переписка между ними окончателньо укрепила Яёи в решении уехать в США, подальше от жестокой матери и консервативного настроенных японских арт-кругов. Перед отъездом мать дала девушке миллион йен и сказала никогда больше не переступать порог ее дома. Яёи Кусама уничтожила почти все свои ранние работы, так как они несли в себе отпечаток ее страданий и болезни, в Америку она взяла только несколько рисунков в надежде, что там ее ждет новый этап творчества. В 1957 году 28-летняя Яёи Кусам прилетела в Нью-Йорк. Она едва говорила по-английски, не имела никаких связей, но была полна решимости больше никогда не возвращаться на родину.
В США в то время на пике популярности находился абстракционизм, акционизм и поп-арт, а главными героями были Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Энди Уорхол. Лучшим другом и поклонником девушки стал сюрреалист Джозеф Корнелл, известный своими поэтическими композициями из милых бесполезных вещиц. Деятельность Яёи Кусама в тот период не ограничивалась созданием скульптур из ткани и картин в горошек. Она строила инсталляции, делала коллажи и фотоколлажи, создавала экстравагантные модели одежды и даже сняла экспериментальный фильм. Но больше всего художница запомнилась своими перформансами, ставшими яркой частью протестной культуры бурных 60-х.


Она ходила по магазинам в шляпе, декорированной фаллосами, и с зонтом, украшенным внутри и снаружи искусственными цветами, организовывала “Фестивали тела”, на которых покрывала обнаженные тела своих друзей и приглашенных актеров «фирменными» цветными точками, устраивала публичные хэппенинги на Нью-Йоркской фондовой бирже и в Центральном парке Музея современного искусства, руководила постановочными гей-оргиями и создала наряд для первой однополой свадьбы в Нью-Йорке — платье, куда поместились оба «новобрачных». Главный лозунг художницы был в духе времени - Love forever . Видеозаписи и фото ее перформансов показывают счастливых хиппи, слившихся в любовном объятии, и миниатюрную японскую девушку в диковинном наряде, разрисовывающую их тела разными цветами.

Несмотря на внимание коллекционеров и широкую известность, финансового процветания в Америке Яёи Кусама так и не достигла. В 1973 году ее здоровье ухудшилось, и она вынуждена была вернуться в Японию, где лечилась от диффузного зоба и миомы матки. Впоследствии она была госпитализирована с неврозом навязчивых состояний. Больше 20 лет художница живет в кондоминиуме, переоборудованном под студию, в двух шагах от психиатрической лечебницы, где находится под постоянным наблюдением врачей.


Анна Бандальер http://artpages.org.ua/palitra/yayoi-kusama-art-terapiya.htm...
Свежие комментарии