Трудно подыскать слова, чтобы описать достижения классика тринадцатого
столетия Саади. Западные критики поражаются тому факту, что Саади смог
написать "Бустан" ("Сад") и "Гулистан" ("Сад Роз") -- два выдающихся
классических произведения -- всего за два-три года. Эти основные труды,
известные каждому персу и признанные вершиною человеческих достижений,
обладают таким богатством материала и поэтической красотой, равных которым
трудно найти. Саади не имел средств и почти всю свою жизнь провел в
скитаниях по лику земли. Его наставниками были суфийские учителя Гилани и
Сухраварди.
В "Гулистане" Саади поднялся до искусства (до сих пор недостижимого в
западных языках) написания книги, которая так проста по словесному материалу
и структуре, что используется в качестве пособия по изучению персидского
языка, и на первый взгляд содержит всего лишь нравоучительные афоризмы и
рассказы; в то же время она таит в себе, по признанию наиболее выдающихся
суфиев, весь диапазон глубочайших суфийских знаний, которые только возможно
изложить в письменном виде.
Чувство изумления при чтении этого шедевра, когда перед глазами
предстают различные слои материала, переплетенные искуснейшим образом, не
поддается описанию.
Эти две книги представляют собой не только сокровищницу и источник
цитат, пословиц и практической мудрости, не только руководство по состояниям
сознания; они написаны таким образом, что приемлемы даже для самых узколобых
религиозных фанатиков. Таким путем Саади получил, обработал и передал
суфийскую мудрость. Избранная им форма классической литературы на все
времена обеспечила сохранность и передачу его послания, ибо никто уже не мог
вычеркнуть Саади из персидской литературы, и, следовательно, таким образом
суфизм оказался надежно защищен.
Приводимые отрывки даны в дословном переводе, чтобы показать, как эти
строки предстают перед рядовым читателем.
ХЛОПОК В УХЕ
Извлеки хлопок беспечности из уха осознания,
Чтобы мудрость умерших могла достичь твоего слуха.
ДВЕРЬ
Несчастен тот, кто отвращает свое лицо от этой двери.
Ибо другой двери ему не найти.
ДРАГОЦЕННОСТИ И ПЫЛЬ
Если драгоценный камень попадает в грязь, он остается
драгоценностью.
Если пыль подымается к небу, она остается пылью.
ДЕНЬ БИТВЫ
В день битвы пригодится стройный скакун --
а не ожиревший вол.
АЛХИМИК И ГЛУПЕЦ
Алхимик в муках и отчаянии, тогда как глупец находит
сокровище в руинах.
ЖЕМЧУЖИНА
Дождевая капля, оторвавшись от тучи,
Устыдилась, увидев море.
"Кто же я, если таково море?" -- спросила она.
Когда она взглянула на себя оком смирения,
Раковина взлелеяла ее в своих объятиях.
ВЛАДЫЧЕСТВО
Владычество над миром от края и до края
Не стоит одной капли крови на земле.
ВОР И ОДЕЯЛО
Вор проник в дом суфия, но ничего там не нашел. Когда он уходил, дервиш
заметил его разочарование и бросил ему вслед одеяло, которым укрывался,
чтобы тот не ушел с пустыми руками.
УЧЕНИЕ
Среди тех, кто научился у меня искусству стрельбы из лука, нет такого,
кто бы не сделал меня, в конце концов, своей мишенью.
УЧЕНЫЕ И ОТШЕЛЬНИКИ
Дай ученым денег, чтобы они смогли больше изучать.
Не давай ничего отшельникам, чтобы они могли
остаться отшельниками.
СКОРПИОН
Скорпиона спросили:
-- Почему ты не вылезаешь зимой?
Он ответил:
-- При том, как со мною обращаются летом, чтобы я вылезал еще и зимой!
ВЕТКА
Зеленую ветку можно согнуть;
Когда она высохла, выправить ее может лишь огонь.
КОВЧЕГ
Когда капитан -- Ной, чего же бояться?
СУДЬБА ВОЛЧОНКА
Судьба волчонка -- стать волком, даже если он растет
среди детей человеческих.
НЕОФОРМИВШИЙСЯ
Неоформившийся член общины
Причиняет страдание сердцам Мудрых --
Как если бы в бассейн, наполненный розовой водой,
Попала собака, тем самым осквернив его.
БЕСПЛОДНОЕ ДЕРЕВО
В бесплодное дерево не бросают камнями.
САМОМНЕНИЕ
Кто приютил самомнение в уме своем --
Не думай, что когда-либо услышит истину.
ПРЯМОЙ ПУТЬ
Не случалось мне видеть человека заблудшего,
Который был бы на прямом пути.
КЛЕТКИ
Попугай, запертый в одну клетку с вороной,
Считает удачей вырваться из нее.
МОЛОДОЕ ДЕРЕВЦЕ
Молодое деревце, недавно посаженное,
может выдернуть руками один человек.
Но дай ему время, и его не сдвинешь даже лебедкой.
ОТВЕЧАТЬ ДОБРОМ НА ЗЛО
Просто отвечать добром на зло, может быть, равносильно воздаянию злом
за добро.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
Дитя, не жди вознаграждения от А,
Когда работаешь в доме Б.
ЗНАТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ
В глазах мудреца жаждущий поединка со слоном не является истинно
храбрым.
Храбр тот, кто, разгневанный,
не произносит ничего неподобающего.
Неотесанный мужлан поносил одного человека,
а тот терпеливо сказал:
-- О благонамеренный, я даже хуже, чем ты говоришь.
Я знаю все мои недостатки, ты же не знаешь их.
ВЫБОР
Перед тобой -- храм, позади тебя -- вор.
Шагая вперед, ты победишь; заснув, ты умрешь.
СПЯЩИЙ И БОДРСТВУЮЩИЙ
Когда человеку спать лучше, чем бодрствовать,
Тогда лучше ему умереть.
ЖАТВА
Когда наступит жатва, ты поймешь,
Что лень не есть посев.
ДЕРВИШ БЕЗ ПИЩИ
Когда я вижу бедного дервиша, не имеющего пищи,
Моя собственная еда становится мне мукой и ядом.
ДОМ
Строение это не имеет прочной основы --
Не воздвигай его высоким;
Или, если воздвигнешь, -- остерегайся.
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ
Свет лампы меркнет перед лицом солнца;
И высокий минарет даже среди предгорных холмов
выглядит небольшим.
Когда поджигаешь лес, если ты мудр,
Ты будешь избегать встречи с тиграми.
БОДАНИЕ
Ты, ради забавы бодающийся с бараном,
Ты скоро увидишь разбитую голову.
ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЕ
Сколь бы много ты ни изучал,
ты не можешь познать,не действуя.
Осел, груженый книгами, не станет ни мыслителем,
ни мудрецом.
Не постигший сути, каково же его знание --
Несет он дрова ли, книги ли?
ВЛАДЕЛЕЦ СЛОНА
Не заводи дружбы с владельцем слона,
Если не имеешь помещения, чтоб разместить слона.
ДЕРВИШ, ПРИНЯВШИЙ ОБЕТ УЕДИНЕНИЯ
Некий дервиш, принявший обет уединения, сидел в пустыне, когда мимо
проходил царь со своей свитой. Погруженный в особое состояние сознания,
дервиш не обратил на него никакого внимания, даже не поднял глаз на
проходящую процессию.
Царь, уязвленный в своих царственных притязаниях, рассердился и заявил:
-- Эти носители залатанных одежд ко всему безразличны, как животные, и
не обладают ни вежливостью, ни должным смирением.
Его визирь приблизился к дервишу и сказал:
-- О дервиш! Султан всей земли только что прошел перед тобой. Почему ты
не воздал ему должных почестей?
Дервиш ответил:
-- Пусть султан ищет почестей от тех, кто стремится извлечь выгоду из
его благосклонности. Скажи ему также, что цари созданы, чтобы охранять своих
подданных. Подданные не созданы для служения царям.
БЕЗОПАСНОСТЬ И БОГАТСТВА
В морских глубинах покоятся богатства несметные.
Но если ты ищешь безопасности -- она на суше.
ЛИС И ВЕРБЛЮДЫ
Лис убегал в ужасе. Кто-то спросил, что его встревожило. Лис ответил:
"Верблюдов вербуют для принудительного труда". "Глупец, -- сказали ему, --
судьба верблюдов не имеет никакого отношения к тебе, ты даже отдаленно не
похож на них". "Не скажи! -- ответил лис. -- Ибо если какой-нибудь интриган
заявит, что я верблюд, кто станет хлопотать о моем освобождении?"
РЕЧИ
Ученый муж, который только говорит,
Никогда не постигнет глубинную сущность человека.
УЧЕНИКИ И МУДРЕЦЫ
Ученики силами своими слабее детей;
Мудрецы подобны крепкой стене.
ГЛУПЦЫ
Глупцы одарены такими скрытыми возможностями,
Что сотня ученых онемела бы от изумления при виде их.
ЛОШАДЬ И ВЕРБЛЮД
Арабский скакун быстр, как стрела.
Верблюд плетется медленно, зато идет день и ночь.
ГДЕ МОЖЕТ ЗАТАИТЬСЯ ЛЕОПАРД
Что покажется тебе порослью кустарника, вполне может оказаться местом,
где затаился леопард.
НАЧАЛО ТИРАНИИ
Начало тирании в этом мире было ничтожным. Все добавляли к ней, пока
она не достигла своих нынешних размеров. Ради получения половинки яйца,
которую султан считает себя вправе взять силой, его войска насадят на вертел
тысячу птиц.
ВНЕШНИЙ ВИД
Овладей основными качествами дервиша --
И можешь щеголять в татарской шапке.
ЕСЛИ ТЫ НЕ ВЫНОСИШЬ УКУСОВ
Если ты не выносишь укусов, не суй свой палец в гнездо скорпиона.
ЧЕСТОЛЮБИЕ
Десять дервишей могут спать под одним одеялом; но два царя не способны
править в одной стране. Вор съест половину своего хлеба и отдаст вторую
половину дервишам. Правитель может владеть страной, но все же замышлять
покорение всего мира.
ОПАСНОСТЬ ЭКСТАЗА
Если бы дервиш все время оставался в состоянии экстаза,
Он был бы разорван на части в обоих мирах.
ДЕРВИШ И ВСАДНИК
На пути в Южную Аравию в Куфе (на севере) к нашему каравану
присоединился босоногий дервиш с непокрытой головой.
Я видел, что он был без гроша в кармане, но шел целеустремленно,
напевая на ходу:
Я не обременяю верблюда,
И сам я не влачу верблюжью ношу;
Я не правлю, и мною не правят.
Нет во мне беспокойства
О Прошлом, Настоящем или Будущем.
Полной грудью дышу я, полной жизнью живу.
Некий купец, ехавший на верблюде, посоветовал ему вер-нуться назад. "В
противном случае, -- сказал он, -- ты несомненно погибнешь от трудностей
пути и отсутствия пищи".
Не обратив внимания на его совет, дервиш зашагал вперед.
Когда мы достигли оазиса Бени Хамуд, купец умер. Дервиш, стоя у его
могилы, воскликнул:
-- Я не погиб от своих лишений. Ты же, со своим верблюдом, мертв.
СВЕТ ЛАМПАДЫ
Глупцы жгут лампады весь день.
Ночью они удивляются, почему остались без света.
БОЛЬНОЙ
Всю долгую ночь человек рыдал
У кровати больного.
На рассвете посетитель был мертв --
А больной по-прежнему жив.
ДЕРВИШ В АДУ
Однажды ночью царю приснилось, что он видит царя в раю, а дервиша в
аду.
Он воскликнул: "Что это значит? Я думал, что скорее должно быть
наоборот!"
Голос ответил: "Царь этот в раю, потому что почитал дервишей. Дервиш же
в аду, потому что потворствовал царям".
НЕВНЕМЛЮЩИЙ
Кто подает совет невнемлющему, сам нуждается в совете.
ЙОГУРТ БЕДНЯКА
Если бедняк подносит вам в дар йогурт, он, наверное, купил его по такой
цене, что в нем будет две части воды на одну часть самого йогурта.
ЖЕРТВА ТИГРА
Что может тигр поймать в темных закоулках своего собственного логова?
ГЛУПЕЦ И ОСЕЛ
Глупец орал благим матом на осла. Тот и ухом не вел. Человек поумнее,
наблюдая это, сказал: "Глупец! Ведь осел никогда не научится твоему языку --
лучше бы ты замолчал и вместо этого выучил ослиный язык".
ДОРОГА
Боюсь, что ты не достигнешь Мекки, о странник!
Ибо дорога, по которой ты шагаешь, ведет в Туркестан!
Свежие комментарии