Анале́мма (греч. ανάλημμα, «основа, фундамент») — кривая, соединяющая ряд последовательных положений центральной звезды планетарной системы (в нашем случае — Солнца) на небосводе одной из планет этой системы в одно и то же время в течение года.
Форма аналеммы определяется наклоном земной оси к плоскости эклиптики и эллиптичностью земной орбиты. Наивысшее положение солнца на аналемме соответствует летнему солнцестоянию, наинизшее — зимнему. Положение в середине «восьмёрки» солнце занимает два раза в год, в весеннее и осеннее равноденствия.
Благодаря эллиптичности земной орбиты положения вблизи верхнего экстремума положения солнца расположены теснее, а вблизи нижнего — реже. Это связано с тем, что Земля проходит перигелий в начале января. Таким образом, вблизи зимнего солнцестояния в декабре Земля движется по орбите быстрее, а вблизи летнего — медленнее (так как находится рядом с афелием своей орбиты). Поскольку солнцестояния опережают дни прохождений перигелия и афелия примерно на две недели, «восьмёрка» аналеммы слегка асимметрична.
Предлагаем вашему вниманию реферативный учебный материал, с помощью которого понимать загадки "традиционной" астрологии будет гораздо легче.
Аналемма (греч. «основа, фундамент» - от названия стен в античном театре) — кривая, соединяющая ряд последовательных положений на небосводе одной из планет планетарной системы в одно и то же время в течение года.
Солнечная аналемма.
Солнечной аналеммой называется кривая, которую описывает Солнце на небе в течение года, если фиксировать его положение ежедневно в одно и тоже время суток.
Ее изображения часто встречаются на старинных глобусах звездного неба или солнечных часах.Аналемма похожа на неправильную цифру восемь, причем в северном полушарии Земли верхняя часть этой восьмерки меньше, чем нижняя. В южном полушарии она, естественно, перевернута. Ее существование обусловлено тем, что ось вращения Земли наклонена к плоскости ее орбиты вокруг Солнца на 230,45 и что эта орбита эллиптическая, а значит, Земля движется по ней не равномерно (см. Кеплера законы).
Если бы этих двух обстоятельств не существовало, то весь год Солнце оказывалось бы в выбранное время суток в одной и той же точке на небе.
В случае если бы земная орбита была круговой, но ось вращение нашей планеты все же была наклонена к плоскости орбиты то, в указанных условиях наблюдений, Солнце на небесной сфере будет двигаться по линии к северу или к югу относительно небесного экватора в диапазоне от 230,45 с.ш. до 230,45 ю.ш. При этом оно будет строго повторять свою траекторию при перемещении, как в одну, так и в другую сторону.
Переменность скорости движения Земли по орбите отображается неравномерностью перемещения Солнца по эклиптике на небе (см. Уравнение времени). Поэтому Солнце к выбранному моменту наблюдения либо не достигает, либо минует некоторую особую точку и линия разворачивается в фигуру похожую на восьмерку. Особая точка, в которой Солнце оказывается два раза в год, располагается в месте соединения верхней и нижней части восьмерки - аналеммы. Это время приходится на середину апреля и самый конец августа каждого года. Время опоздания прибытия Солнца в "особую точку" в разные дни различно, но может достигать 14 минут 19 секунд, а время опережения - может достигать 16 минут 30 секунд. Это значит, что в угловой мере, ширина аналеммы на небе составляет 7,7 градуса.
На форму аналеммы влияет имеющийся между некоторыми важными календарными датами сдвиг. Земля проходит точку перигелия 2-го января и в это время скорость движения Солнца по эклиптике на небесной сфере максимальна, а точку афелия - 3-го июля скорость движения Солнца по эклиптике - минимальна. С другой стороны день зимнего солнцестояния приходится на 22 декабря, а день летнего солнцестояния приходится на 22 июня (см. Точки солнцестояния). В северном полушарии Земли на эти дни приходятся моменты, когда Солнце занимает свои самые низкое и высокое положения над горизонтом, соответственно. Одиннадцати-суточный сдвиг между указанными двумя летними и двумя зимними датами определяет несимметричность восьмерки – аналеммы.
Использован текст - Н.Ф.Санько."Астрономический словарь"
Видимое смещение Солнца вызвано движением Земли по орбите вокруг него в сочетании с наклонным положением оси вращения Земли. Солнце оказывается в самой высокой точке аналеммы летом и в самой низкой - зимой. Аналеммы немного отличаются в зависимости от широты наблюдения на поверхности Земли. Аналеммы будут также отличаться в зависимости от того, в какой момент проводятся ежедневные наблюдения.
Аналемма, показанная на рисунке, была построена по солнечным фотографиям, полученным в период между августом 1998 года и августом 1999 года на Украине. Фотография ландшафта на переднем плане получена в том же месте в июльских сумерках 1999 года.
Пример графической солнечной аналеммы на 2007 год:
Лунная аналемма
По аналогии с солнечной аналеммой может быть рассчитана лунная аналема. При построении лунной аналеммы необходимо учитывать тот факт, что естественный спутник Земли возвращается в ту же позицию на небе, что и сутки назад, с опозданием, в среднем, на 51 минуту.
Американский астроном Рич Ричинс, наблюдавший за естественным спутником нашей планеты в течение лунного месяца, составил изображение так называемой аналеммы.
Ричинс производил съемку Луны в Органских горах на юге штата Нью-Мексико. Для проведения наблюдений астроном выбрал лунный месяц, в который входит день летнего солнцестояния в северном полушарии. Истинное положение Луны отличается от среднего по той причине, что спутник движется по эллиптической орбите, наклоненной к плоскости эклиптики под углом в пять градусов.
На представленном составном изображении нижняя правая точка соответствует восходу полной Луны, а верхняя левая - новолунию. Примечательно, что в процессе съемки Ричу Ричинсу пришлось использовать специальные приемы, для того чтобы получить в светлое время суток фотографии тонкого полумесяца.
Материал подготовила Ирина Вичайте.© 2008, ARGO http://www.argo-school.ru/shkola/astronomiya_dlya_astrologov...
Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки) — двенадцать дней с Рождества (Коляды) до Крещения. Нередко к ним примыкает и Сочельник рождественский: святки — это время «от звезды и до воды», т. е. от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды (рус. кубан.). В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, т. е. 7/20.1 (Зимний свадебник) и половину дня 8/21.1, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество.
Святки — старинное русское слово, означающее праздник. Множественное число говорит, что праздник продолжается не один день (ср.: Червоные святки, Зелёные святки).
Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.
Другие названия
Рус.: святки, святые вечера, свечки, коля́ды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.); полес.: коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество; пол.: Cody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory; чеш.: Vdnoce, Koleda, Cody; словац.: Vianoce, Hody, sviatky.
В Западной Белоруссии Святки обозначались выражением мiж каляд, помiж каляд 'между колядами'; либо калядныя святкi, калядныя нядзелi[1].
Церковная версия
По церковной версии — они называются и святыми вечерами, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времён. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. Вторым туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни»[2].
Святочный период
Во многих славянских традициях первая неделя Святок считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового року — шчо́дрыи вэчори́». Ср. также укр. святый тыждень (киев.). В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.). На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера.
Вместе с тем, Святки воспринимаются как единый цикл, о чем свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья 'Рождественский сочельник', Друга или Середня кутья 'канун Нового года', Трэтья или Последняя кутья 'канун Крещения' (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная»[3].
Славянское наследие
Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
Пословицы и поговорки
На Святках волки женятся. От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится. «Аднá куття на людей, а другая на худóбу, а треття на уражай» (полесье). «Прашли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься» (воронеж.).
Свежие комментарии