- Акшехир, город Насреддина, наш городок....
-
Даже для такого ацкого водителя как я – 700 км в день это серьезно. С учетом того что это не топить газ в пол по хайвею, а рулить практически половину этого пути в горах Турции. Анатолия как известно земля не просто древняя, райская. Здесь есть и такой город как Акшехир, тот самый где материально, самым простым жизненным опытом творил суфий всемирного масштаба, известный в Азии, да и и во всем просвещенном миру более нежели чем Маркс, Ленин и Гитлер вместе взятые. Речь идет о Мулле Насреддине. Ходжа Насреддин научил своих последователей способу «деления по-Божески»: одному гору, другому - полную горсть, третьему - каплю. И сегодня во всём мире принят именно этот способ распределения благ.
Вокресенье (5 июня 2011 года) день вчерашний, благодаря милости всевышнего, прошел не зря...
в центре славного города Акшехир, где в первую декаду июля каждого года проходит международный фестиваль Насреддина.Центральный городской канал Акшехира, города с историей, уходящей тысячелетиями в глубь веков....
в окресностях города, недалеко от озера с одноименным названием Акшехир гёлю, бродят стада журавлей. Это впечатляет и не таких ботаников как я... там мы на нашем Мото-мото гнали по засоленной саванне... в поисках счастья...
а это завораживающие поля... белые поля... белого мака.
и немного для размышления - это уже говорю не я. другие, те кто умнее -
"Перевозя некоего педанта через бурную реку, Насреддин сказал что-то такое, что показалось тому грамматически неправильным.
"Разве ты никогда не изучал грамматику?" - спросил ученый.
"Нет",
"Значит ты потерял полжизни".
Через несколько минут Насреддин обратился к своему пассажиру:
"Учился ли ты когда-нибудь плавать? "
"Нет, а что?"
"Значит, ты потерял всю жизнь - мы тонем!"
Согласно одной из версий, Ходжа Насреддин, живший в 13 - ом веке, родился в селении Хорту, уезда Сиврихисар, а скончался в Акшехире. Его отцом был имам села Хорту Абдуллах Эфенди, а матерью - Сыдыка Хатун. Ходжа Насреддин окончил медресе в Сиврихисаре, и после смерти отца вернулся в родную деревню, став здесь имамом. В 1237 году он переехал в Акшехир, где обучался у теологов Сейида Махмуда Хайрани и Сейида Хаджи Ибрахима. Преподавал в медресе и работал в должности кади (духовного судьи). В силу занимаемой должности получил имя Насуриддин Хаджи, каковое имя впоследствии якобы трансформировалось в Ходжу Насреддина.Мулла (мастер) Насреддин является классическим персонажем, придуманным дервишами для фиксации ситуаций, в которых определенные состояния ума проявляются более отчетливо. Насреддиновские истории, известные по всему Среднему. Востоку, представляют собой ("они собраны в рукописи "Тонкости несравненного Насреддина") одно из самых необычных достижений в истории метафизики. Если подходить к этим историям поверхностно, то большинство из них можно использовать в качестве шуток - и только. Их бесконечно рассказывают и пересказывают в чайханах и караван-сараях, в частных домах, в радиопередачах азиатских стран. Неотъемлемой чертой такой истории является ее многомерность, поэтому понимать ее можно на любом из различных уровней. Здесь и шутка, и мораль, и нечто более высокое, что продвигает сознание потенциального мистика чуть дальше по пути реализации.
Сам по себе рассказ о Насреддине не может привести к полному озарению, ибо суфизм есть нечто такое, что нужно не только осознать, но и пережить. С другой стороны, такой рассказ устанавливает особого рода связь между обычной жизнью и трансмутацией сознания, чего ранее не удавалось достичь еще ни в одном литературном жанре.
Суфизм отрицает возможность постижения истины традиционными методами, применяемыми в повседневной жизни, то есть формальной логикой и шаблонным мышлением. Для утончения восприятия (с этого начинается собственно Путь) необходимо выйти за рамки стандарта, изменить точку отсчета и саму систему координат — стать необычным. Такой метод «остранения» весьма характерен для историй о Мулле Насреддине, и, в результате, самые заурядные, казалось бы, бытовые ситуации, увиденные в необычном ракурсе, приобретают новый, глубоко философский смысл. Насреддин, который является истинным суфием, часто использует особую дервишскую технику, заключающуюся в том, что он играет роль обывателя, непосвящённого человека (суфии называют это «путём упрёка»), чтобы человек смог отразиться в ситуации, как в зеркале, и получить нужный урок....
Акшехир, город Насреддина
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии