На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КУ АРТ

2 901 подписчик

РАДОГОЩ - Святодень Кологода, Осеннее Равноденствие.

РАДОГОЩ - один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Самый крупный осенний Праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина "прячется" за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: "Зрите ли мя, детушки?" Если ответ будет: "Не зрим, батюшка!", то это означает богатый урожай, а если: "Зрим!", то худой, после чего жрец благословляет народ словами: "Так дай же вам Боги, чтобы на будущий Год не зрели!", и подаёт знак к началу праздничного "пира горой"...

 

Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает "закрываться" Сварга, куда "уходят" из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави...

 

С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые "Именины Овина"). Говорили: "На Заревницу хозяину - хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок". Примечали: "С Заревницы - зори становятся багряными", а день быстро идёт на убыль - "убегает лошадиным скоком"

 

с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световид (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.
Итак, собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: “Видите ли вы меня?” Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог.

 

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со свещенным вином, начинается пир горой (еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается).

 

В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям.

Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в кудесы. Праздник заканчивается игрищами http://arira.ru/tausen.htm

ОСЕНИНЫ (ТАУСЕНЬ, ОВСЕНЬ, РАДОГОЩ, РОДОГОЩ)  Осеннее равноденствие — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Самый крупный осенний праздник Урожая, праздник Жатвы, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» — то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не узрели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой».

  Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны[2], оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави. В пору двоеверия на Руси 24 вересеня/сентября отмечали Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб («замолотки»), зажигали огонь в овинах (так называемые «Именины Овина», во время которых прославлялся Огонь Сварожич[3]). Говорили: «На Заревницу хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок». Примечали: «С Заревницы — зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль — «убегает лошадиным скоком». Накануне Фёклы Заревницы в деревнях праздновали Печные Именины. Большуха (старшая женищина в семье) кланялась печи и Печной Хозяйке, рекла слова: «Печенька-матушка, ты, Печная Хозяюшка! Пособи мне, внучке Даждьбожьей [имярек], с бабьей долей поровни! Уголь, золу и печинку на поде сохрани!»


[1] Обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия.
[2] В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий.

[3] Зимой почитают хладный Хорсов Огонь, весной почитают жаркий и ярый Ярилин Огонь, летом — Даждьбожий, а осенью — Огонь Земной, коему покровительствует Огонь Сварожич.

 

Свято Осеннего Равноденствия  

 

ГОЙ ЕСИ ТАУСЕНЬ! ВО СВЕТОВИДЕ СВА КОЛО ИДЕ ГОЙ ЕСИ ТАУСЕНЬ! О СНОПЕ ВЕЛЕСЕ РАДЕЕМ ДНЕСЕ ГОЙ ЕСИ ТАУСЕНЬ! ПОКУТНА МАТИ ДО НЫ ВОЗГРЯДИ ГОЙ ЕСИ ТАУСЕНЬ! ОБЕРЕГ НИВЕ ВЕЛЕСЕ СИВЕ! СЛАВА! ГОЙ!  

   Осеннее Равноденствие — пора праздника Урожая, Святодень, когда особливо почитаются Род и Рожаницы, Велес и Макошь. Это время подведения итогов Кологода — праздник Урожая не только Земного (Явного), но и Духовного, иже во Сердце Вещем сбираем. Тако же — это время провода душ Предков в Ирий до будущей весны, пора замыкания Сварги и подготовки Природы к зиме. Коло Осеннего Равноденствия отмечаются следующие Родноверческие Святодни:  

 1) СПОЖИНКИ-ГОСПОЖИНКИ /ВЕЛЕС-МАКОШЬ/ — 15 серпеня-месяца (августа) — последний день сбора урожая, когда на поле сплетают в «бородку» несколько недожатых колосков, посвящая их Велесу, да кланяются низко Матери-Ниве. Рекут слова:  

 МАКОШЬ-ЖНИВУШКА НАША МАТИ ДОЗВОЛИ ДНЕСЬ ДОЖИНАТИ В ЗАКРОМА УБИРАТИ С ЛЕГКОЙ РУКИ СТАНИ КУЛЬ МУКИ! ГОЙ-МА!   А се рекут, когда «Велесову бороду» плетут:   СНОП ДОЖИНАЮ БОРОДУ СПЛЕТАЮ НА ГОД ОСТАВЛЯЮ ВЕЛЕСА ПРОСЛАВЛЯЮ КАК НА СЕЙ ГОД НЕ ОДИН СНОП ТАК НА БУДУЩИЙ ГОД НЕ ОДИН СНОП! ГОЙ!

  2) ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ — 8 вересеня-месяца (сентября) — тако же праздник Урожая, с коего начинается пора свадеб. Собираются на празднование все родственники от мала до велика; тут же рекутся слова:

  ЕСИ СЛАВА РОДУ ЧТО ЖИТО ПОЖАЛИ ЧТО ЖИТО ПОЖАЛИ ДА В КОПНЫ ПОКЛАЛИ ЕСИ СЛАВА РОДУ НА ГУМНЕ СТОГАМИ В КЛЕТИ ЗАКРОМАМИ А В ПЕЧИ ПИРОГАМИ ДАЖДИ ВПРЕДЬ ТОЖЕ ГОДЫ ДОБРЫЕ ГОДЫ ДОБРЫЕ ХЛЕБОРОДНЫЕ В ПОЛЕ ЗЕРНО В ДОМЕ ДОБРО В ПОЛЕ КОЛОСИСТО В ДОМЕ ПИРОЖИСТО! СЛАВА! ГОЙ!  

 3) ТАУСЕНЬ — 24 вересеня-месяца (сентября), приурочен к Осеннему Равноденствию. Тако же именуется: РАДОГОЩ. Сама точка Равноденствия отмечается сведущими людьми особливо; народное же празднование устраивают на день-другой позже оного, рекут слова:

  РОДУ ВСЕОТЦУ ДА ВЕЛИКИМ МАТЕРЯМ-РОЖАНИЦАМ СЛАВА! БОГАМ РОДНЫМ ВО ВСЕБОЖЬИ РОДОВОМ СУЩИМ СЛАВА! ТРИГЛАВУ СВАРОЖЬЕМУ: СВАРОГУ-ПЕРУНУ-ВЕЛЕСУ СЛАВА! ДАЖДЬБОГУ ТРИСВЕТЛОМУ УРОЖАЯ ПОДАТЕЛЮ СЛАВА! ВЕЛЕСУ БОГУ СКОТЬЕМУ ДА МАКОШИ-СУДЬБОПРЯХЕ СЛАВА! СОЛНЫШКУ КРАСНОМУ ДА МЕСЯЦУ ЯСНОМУ СЛАВА! МАТЕРИ ЗЕМЛЕ СЫРОЙ ДА СТОРОНЕ РОДНОЙ СЛАВА! ВСЕМ СОРОДИЧАМ ЧЕСТНЫМ ДА ВСЕМ ЛЮДЯМ ДОБРЫМ СЛАВА! СЛАВА ВСЕБОЖЬЮ! МИР ВСЕМИРЬЮ! ДА БУДЕТ ТАК! ОТ КОЛА ДО КОЛА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!  

 4) ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ /ПОКРОВ — СВАРОГОВ ДЕНЬ/ — 1 листопада-месяца (октября) — собственно день Замыкания Сварги на зимнее время. О сию пору славят-величают Сварога — Великого Небесного Бога, рекут слова:  

 СЛАВИСЯ СВАРОЖЕ НАШ ВЕЛИКИЙ БОЖЕ! СВАРОЖЕ ДАРИ СИЛЫ НА ВСЮ ЗИМУ СТЫЛУ ЯКО ОГНЬ БЕЗБРЕЖЕ СТАНИ В ОБЕРЕЖЕ СВАРОЖЕ ЕСИ ГОЙ ВО СВАРГЕ ЗЛАТОЙ СВОИХ ВНУКОВ ТЫ ОПРЯДИ ЗДРАВОЙ ДАЖДЬ СВАРОЖЕ СВЕТ ГОД ПРОЖИТЬ БЕЗ БЕД ТВОЙ СВЯТОЙ ЗАВЕТ НА ПРЕМНОГО ЛЕТ СЛАВИСЯ СВАРОЖЕ НАШ ВЕЛИКИЙ БОЖЕ! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!  

 5) ОСЕННИЕ ДЕДЫ — седмица перед Осенним Макошьем (см. далее) — проводы душ Предков, улетающих «на птичьих крылах» во Светлый Ирий. О сию пору Дедам творят тризну, кормят их кутьёй на братчине, рекут слова:

  СВЯТЫ-ЧЕСТНЫ ДЕДЫ КЛИЧЕМ-ЗОВЕМ ВАС ДНЕСЕ СХОДИТЕ ДО НАС СТРАВУ ЯДИТЕ ДА В ИРИЙ ЛЕТИТЕ! СЛАВА! ГОЙ!  

6) ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ — ПАЗДЕРНИК /ДЕНЬ МАТУШКИ-ОСЕНИНЫ — ПОКУТНОЙ МАТЕРИ (МАТЕРИ СУДЕБ), МАТЕРИ УРОЖАЯ/— 28 листопада-месяца (октября) — день Замыкания Земли и Воды на зиму. О сию пору вещие жёны моют (творят «мокриды») и расчёсывают кудели — «расправляют» Покутные Нити (Нити Судеб). А тако же — просят прощения у Земли-Матушки:  

 УЖ ТЫ МАТУШКА СЫРА ЗЕМЛЯ ЗЕМЛЯ РОДНАЯ КОРМИЛИЦА ЩЕДРАЯ ВСЕХ ТЫ НАС ПОРОДИЛА ВСПОИЛА ВСКОРМИЛА УГОДИЕМ НАДЕЛИЛА ЗЛАК ВСЯКИЙ ВЗРОСТИЛА ПРОСТИ ТЫ НАС В ЧЕМ ДОСАДИЛИ ТЕБЕ! [ЗЕМНОЙ ПОКЛОН] ГОЙ-МА!   А тако же — кланяются Воде:

  УЖ ТЫ МАТУШКА ЧИСТА ВОДА ПРИШЛИ МЫ К ТЕ С ПОВИННОЙ ГОЛОВОЙ ПРОСТИ ТЫ НАС В ЧЕМ ДОСАДИЛИ ТЕ ПРОСТИТЕ И ВЫ НАС ВОДЯНЫЕ ДЕДЫ И ПРАДЕДЫ! [ЗЕМНОЙ ПОКЛОН] ГОЙ-МА!

  7) МОРЕНИН ДЕНЬ — 21 груденя-месяца (ноября) — день начала зимы, о коем здесь более не скажем.   Собственно на Осеннее Равноденствие — Таусень-Радогощ — уместно:

 1. Принеся общую требу Всебожью Родову, восславить особливо Рода и Рожаниц — яко Всеединого Всеотца всего сущего и Всемногих Матерей живота всякого.

 2. Тако же — восславить Велеса и Макошь — Покровителей Урожая. Велеса уместно почтить радетельно украшенным Снопом в Красном куту, а Макошь — обережным обходом поля (Родовой нивы) посолонь да требным хлебом-короваем.

3. Сотворить мистериальное действо, изображающее переход Светлых Богов через Калинов мост во Ино. Тако же — проводить Предков в Ирий, возложив в Огонь соломенную Птицу (кою уместно украсить перьями перелётных птиц).

 4. Разыграть весёлую скоморошину — «похороны мухи» (муха шутейно «хоронится» в «домовине», представляющей собой выдолбленную изнутри морковь).

 5. Почтить Предков братчиной, зачин коей положить уместно благословлением Урожая на будущий год. Вся страва складывается горкой на край стола, за ней прячется старейшина, спрашивает остальных: «Зрите ли мя, детушки?» Коли урожай был собран обильный, и горка сложена изрядная, ему отвечают: «Не зрим, отче!» Тогда старейшина распрямляется в полный рост и речёт: «Да буди так, чтобы и на следующий год не менее было!» Коли же о сём годе был недород, и горка невозможно мала — так, что спрятаться за ней никак нельзя, старейшина речёт: «Так дадут Боги, чтобы на следующий год было больше!» Среди обрядовой стравы уместны: яблоки, орехи, мёд...

 6. В заключение празднества — лепо прославить Родных Богов веселыми песнями да играми со всякими забавами молодецкими. А ещё — по углям горячим походить, дабы на зиму Силою Огненною-Божскою с-Правно преисполниться... Бо тако и Предки наши деяли, и нам деять заповедовали...   Богам Родным — вовек слава, а нам хвала — по делам! Истинно, так!    http://www.velesovkrug.ru/prazdniki/tausen-radogosch-rodogos...

 

http://www.gnozis.info/?q=node/23563

 


из книги

Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. 
Боги славян. Язычество. Традиция.

СВЕТОВИТ и/или Белобог

Svantevit – явий ("добрый") бог, бог плодородия согласно чешскому средневековому словарю "Mater Verborum" — "Ares, bellum", "Mavors: Mavortem poete dicunt martem", где он уподоблен также богу войны Аресу. В том же источнике: "Belboh: Белъбогъ - beel, baal".
Бог, противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода.
Свентовит, Святовит, Световик, Светич – бог Белого света, верховный бог западно-славянского пантеона, бог-всадник, сражающийся с Тьмой. Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, "бог богов", “самый убедительный в ответах”. Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян, функционально соотносим с Аполлоном, т.е. тем самым Атремидом-Артемидом, братом Артемиды-Роженицы.
"Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Черным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы "Древний Вит". С большой головой, густой бородой он сокрее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом" ("История Каменской епархии", 17 век). А веком ранее сообщалось: "Изображение идола Руяны, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом." (Давид Хитреус. Саксонская хроника, 16 век). Таким образом Световит и Белобог - это одна и та же суть, но под разными именами Единого доброго бога.
Сопоставляя Черного и Белого богов Петр Альбин в “Миснейской Хронике” (1590 г.) свидетельствует еще об ином имени бога света: “XI. Чернобог был черный бог; подобно как Ютробог - бог зари. Несомненно, почитался и подобный бог, который, вероятно, означал утреннюю зарю.”
Свентовит — предсказатель и податель земных благ - урожаев, святилище Арконы знаменито тем, что жрецы предсказывают будущее (гадая по поступи коня и рогу).
Арконскому кумиру, согласно Саксону Грамматику, "давала дань вся Славянская земля". О ругах или руянах у Гельмольда в "Славянской Хронике", которым и принадлежал храм Свентовита, сообщается как о племени, что пользуется наибольшим уважением у прочих славян, жреца там чтили превыше князя, а без решения ругов, близких к богам, ничего не предпринималось в общественных делах согласно уже Адаму Бременскому. Можно предположить, что он законотворец, как и Аполлон у греков. Френцель говорит о нем, как о “De Svantevito, Deo Soraborum Slavorumque supremo”
Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего яруса Збручского кумира. Такое же изображение Свентовита стояло в знаменитейшем Храме в городе Аркона. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 г.
Саксон Грамматик пишет: "Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою... В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, из фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой... Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием... Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской."
Итак, кумир бога Света - четырехликий (возможно, что две головы при этом женские), символами Световита являются меч, рог и, возможно, лук, как показано на ряде средневековых польских гравюр. Требы Световиту и/или Белобогу приносились в виде высокого пирога, который резался на четыре части, а возможно, и разносился затем на все четыре стороны, в согласии с направлением взора Световита. Вино было сладким, потому что на его терпкий запах слетались насекомые - свидетели верований утверждают, что кумир Белобога был облеплен мухами. Из-за этого его отождествляли с Вельзевулом. На самом деле речь идет только лишь о том, что требы приносились сладким, вероятно совершались возлияния непосредственно в уста кумира или они мазались жертвенным медом.
Одним из главных праздников Световита-Белобога можно считать календарный Таусень - осенний солнцеворот, когда урожай собран, и надо заботиться о благополучном новом - в следующем году.

http://rusich.moy.su/publ/14-1-0-210

 Таусень

1.  Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

http://slovari.yandex.ru/ТАУСЕНЬ/Таусень –  "сочельник", авсéнь-таусéнь – припев рождественских коляд, откуда таусéнить "петь рождественские коляды". Ср. авсéнь "1-е марта, первый день весны", которое объяснялось выше из *овеснь от весна́. Элемент -т-, возм., происходит из та (см.) или ты + овесень. Иначе Владимиров у Маркова ("Этногр. Обозр.", 63, 52), который предполагает *тай Усень. •• [Якобсон (IJSLP, 1/2, 1959, стр. 273) полагает, что нельзя отрывать эти слова от тауси́ный, см. ниже, тусинь "крестьянская рубаха из синей конопли", др.-русск. усинь "синеватый", сюда же др.-русск. просиньць "январь" и близкие названия января и декабря в др. слав. языках. Он констатирует здесь чередование ě : i. – Т.]

2. Российский гуманитарный энциклопедический словарь

http://slovari.yandex.ru/ТАУСЕНЬ/ОВСЕ́НЬ (варианты: Авсень, Таусень, Баусень) – традиционный припев-возглас в святочных колядках ("Ай во боре, боре Стояла там сосна Зелена, кудрява. Ой овсень, ой овсень!"; "Бай авсень, бай авсень! Мы ходили, мы будили По святым вечерам"). Песни с припевом О. были распространены преим. в среднерус. полосе и в Поволжье, будучи связаны с характерными для этих регионов обрядами. Относительно знач. слова О. существует неск. толкований. Согласно одному из них (И. Снегирев, А. Веселовский), О. связан с понятиями посева, ритуального обсыпания зерном, или обсевания. По В. Далю, Авсень — первый день весны. Согласно более распрост. мнению, опирающемуся на сравнит. лингв. анализ, О. тождествен понятиям света, утра весны как светлого времени года (А. Потебня), и наличие этого припева выражает одну из идей святочных песен — поворот в природе, приход нового года.

3. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

http://slovari.yandex.ru/ТАУСЕНЬ/ТАУСЕНЬ, Васильев вечер, канун нового года; есть детская игра таусень, для встречи нового года; припев таусень (сев. вост.) слышится в песнях, которые поются в этот вечер (вроде южн. колядок и щедровок); таусенить сев. колядовать в Васильев вечер; мальчики ходят по селу и поют под окнами таусенные песни.

4. Википедия

http://slovari.yandex.ru/ТАУСЕНЬ/ Таусе́нь — русский народный праздник, Васильев вечер, канун нового года, сочельник[3]. Авсе́нь-таусе́нь — припев рождественских колядок, таусе́нить — петь рождественские колядки или колядовать в Васильев вечер. Слово (как и овсень) более характерно для северо-восточных русских, в отличие от колядок и щедровок у южных.Объясняя этимологию данного слова, Макс Фасмер сравнивает его с авсень «начало весны», которое происходит из *овеснь от весна. Элемент -т-, возможно, происходит из та или ты + овесень. Также существовала версия происхождения слова от *тай Усень. Р. О. Якобсон полагал, что слово «Таусень» происходит от таусиный — «синеватый, тёмно-синий», при этом он отмечает аналогию с др.-рус. просиньць «январь» и другими названиями декабря и января в славянских языках.

5. Мельников-Печерский П.И. Очерки мордвы. Глава 6. Богиня Анге-Патяй. Богиня Анге-Патяй, праздники и моляны в честь неё (отрывок про таунсяй).

http://www.pagan.ru/lib/books/archive/mordva_7.phpВечером под Новый год у Мордвы справляется таунсяй, что значит свиной (праздник). Отсюда, кажется, произошел и русский таусень или авсень, обряды которого очень сходны с обрядами мордовского таунсяя. Русский таусень едва ли не старинный мордовский обряд, перешедший к русским. По крайней мере он справляется только в тех местностях Великой Руси, где издревле обитала Мордва. Вот как празднует Мордва свой свиной праздник.Накануне Нового года зажиточные люди, у которых много свиней, колют свинью с такими же почти обрядами, как перед рождественским праздником. Но назначенная на заклание свинья живет в избе, пока не заколют рождественскую, а потом отправляется в особый от других свиней хлев, где откармливается до 31-го декабря. Распаренный веник при заклании её не употребляется. У небогатых людей, которые не в состоянии заколоть на святках двух свиней, от рождественской оставляют к Новому году ножки, непременное кушанье в праздник таунсяй. Свиные ножки варят накануне Нового года, в тот же день делают пресные лепешки на свином сале, пирожки в виде свиней и сдобные колобки в форме и размере куриного яйца. Как и накануне Рождества, мальчики и девочки ходят по домам (но без березовых веников и без штатола в фонаре) с следующею песней:Таунсяй! Расступись, земля,Уродися, хлеб,Колос с дугу,Зерно с кочедык,А соломушкаС оглоблюшку.Таунсяй!
Зерно толкай,Пироги пекай,Клади в окно:Прилетит голубок,Возьмет зернушки,А мы пирожок.Таунсяй! Наша подачкаВ дверь не пролезет,В окошко шлет.Свины ножки, лепешки,В печке сидели,На нас глядели.Таунсяй! Если поющим нескоро подают, они стучат в заслоны, звонят в колокольчики и поют: Подавай пирога!-Не дашь пирога,Замараем ворота;Не дашь каши горшок,Всадим вилы в бок;Подавай пирога,Пшенной каши горшок,Таунсяй! Когда же подадут им в окно лепешек, свиных ножек и пшенной каши, дети величают хозяев: У Денянь ЛазунясьИзба светла,Окошки белы,Ворота пестры,Вереи красны,Таунсяй!Денянь ЛазунясьСветел месяц,Молода мазай,Красно солнышко;У Деняня деткиЧастые звездки.Таунсяй!Уродися Денян хлеб –Не провезти в ворота,Уродися поросят,Телят, ягнят,Гусей, лебедей,Серых уточек.Таунсяй! После величанья хозяина дети входят в дом, и старший из них, что носит мешок, куда кладут подачки, вынимает из рукавицы насыпанные туда зерна разного хлеба и бросает на хозяев, приговаривая: "Корминечек-Пас пошлет хлеба на вас!". Хозяева собирают эти зерна и хранят их до посева.

6. Славянская версия

http://www.calend.ru/holidays/0/0/1587/27 сентябряСлавяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?» 
Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.Праздник заканчивается многолюдными игрищами.7. Издательство «Ладога» http://slav.olegern.net/infusions/mod_downloads/downloads.php?file_id=2195ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ) – один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!» и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»... Согласно Славянским верованиям о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави... «Православные» христиане отмечали 24 вересеня/сентября Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые «Именины Овина»). Говорили: «На Заревницу хозяину - хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок». Примечали: «С Заревницы – зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль – «убегает лошадиным скоком».(с)  

8. Исследовательская версия (отрывок)

 http://tarocchiquita.livejournal.com/4177.html Занятнее обстоит дело с языческим праздником осеннего равноденствия. Авсень (Баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей) – в дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменою времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года — прибытка (урожая), говорит словарь. И тут начинается путаница. В христианской Руси "авсень-таусень" тоже был связан с Новым годом – или с Васильевым днём, 1 (14 января) , а также с Рождеством. Словечко прочно вошло в новогодний праздничный фольклор. Вот несколько версий происхождения слова "авсень": 1) овсень (о-весень) - предвестие весны; 2) старо-русское "оусинь", то есть "синеватый" и "просинец" - название декабря и/или января; 3) кроме того, некоторые исследователи полагали, что имя Авсеня, сезонного божества, покровительствовавшего весенним всходам, было связано с посевами, молодыми всходами и т.п. (ср. немецкое awsten — посев, латинское owsen — овес, русское "овёс"). Видимо, это было связано с тем, что Новый год некогда приходился сперва на март, а потом на сентябрь, т.е. сперва на пору весеннего расцветания природы, а потом на время созревания и уборки урожая. Как бы то ни было, я склонна связывать Авсень именно с осенним равноденствием, с Осенинами.Вот что происходит в современном язычестве:27 вересня (24.09), с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом.) Следующий, последний по значению праздник (связанный также одновременно и с окончанием сельскохозяйственных работ) - праздник Осеннего Равноденствия 23 сентября - Вересень (Таусень). 

9. Сайт фолк-рок группы «Аркаим»

http://arkaimfolk.narod.ru/arkaim/pages/arkaim.istoria.html Название "овсеневый" происходит от слов Овсен, Авсен, Усен, Таусен, встречающихся в овсеневых песнях и представляющих название воспеваемого божества. Слово Усен сближали с литовско-латышским словом auszra - утренняя заря, а также со словом Ushing, означавшим имя бога покровителя скота. Другие ученые думали, что в слове Овсен лежит корень "се" от слова "сеять"; по этому толкованию слово Овсен находится в связи с обычаем "сеять" зерна при пении овсеневых песен. Гораздо проще и ближе к истине было бы следующее объяснение. Слова Овсен, Авсен, Усен, Таусен встречаются в песнях северной или северо-восточной части России. Весь север России некогда был занят финскими племенами, среди которых селились русские колонисты. Русские и финны смешивались между собой, причем результатом этого смешения было и смешение воззрений и культов. Мордвины, народ финского племени, живущий среди русских, молятся в день Нового года богу Таунсяю Велькому Васяю, чтобы тот дал им поросят черных и белых, как он сам любит. Таунсяй - мордовский бог свиней; Вельки Васяй - Василий Великий. Мордвины заимствовали у русских св. Василия Великого, на которого, по связи с новогодним поросенком, перенесли черты своего национального бога свиней - Таунсяя. В свою очередь, и русские заимствовали у мордовцев имя Таунсяя, переделав его в Таусена, Овсеня, Авсеня, Усеня и перенесли на него черты Даждь-бога.В овсеневых песнях славится приезд Таусена, совпадающий с Новым годом. По содержанию, овсеневые песни напоминают колядки. В одной овсеневой песне поется о приготвлениях, которые делаются для приезда Овсеня, о том, как "мосточек мостили, сукном устилали, гвоздьми убивали", как Овсен поедет на сивенькой свинке, которую будет погонять живым поросенком. Отдельные строфы овсеневых песен сопровождаются припевом: "Ой. Овсен, ой, Овсен," или просто: "Таусен".  

10. Гиперборейская версия (это первые два абзаца большой очень интересной статьи)

http://www.yperboreia.org/jarn52.asp Как гласит «Велесова Книга», в древнейшей русской народной традиции главными календарными праздниками года были Коляда, Яро, Красная Горка и Овсень. Мы знаем, что отмечали они «крест года», то есть зимнее и летнее солнцестояния и весеннее и осеннее равноденствия. Таким образом, Коляда это Зимние Святки (19 декабря-19 января), Яро-Троицко-Купальский цикл (22 мая – 22 июня), Красная Горка – Масленица (22 февраля – 22 марта). Логика подсказывает, что последний из названных «Велесовой Книгой» важнейших праздников года Овсень должен быть приурочен ко дню осеннего равноденствия. Действительно, 21 сентября в православной христианской традиции – день Рождества Богородицы. Но, в отличие от всех вышеназванных праздников, его не предваряют никакие архаические обрядовые действия, длящиеся целый месяц. Кроме того, как отмечали исследователи ХIХ в., в русской народной традиции «овсени», «авсени», «усени», «таусени» - обрядовые песни, зачастую очень архаического содержания, исполнявшиеся во время Зимних Святок, т.е. Коляды «Велесовой Книги».Так в чем же дело? Для выяснения этой странной ситуации нам имеет смысл вспомнить, что сам термин «авсень» (овсень, усень, таусень) восходит к глубочайшей индоевропейской древности и близок к балтийским (литовским, латышским) наименованиям зари – Усиньш, Аушра. И все они, в свою очередь, восходят к имени древнеарийской богини – Ушас, воспетой во множестве гимнов Ригведы. Причем, воспевалась Ушас не в одной, а в двух ипостасях: 30 дневная вечерняя заря, предваряющая полярную ночь, и 30 дневная утренняя заря, знаменующая собой рождение и приход нового молодого Солнца… ИСТОЧНИК 

Картина дня

наверх