На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КУ АРТ

2 900 подписчиков

Герметизм

Бог Тот и Гермес Триждывеличайший

Мне не хочется делить герметизм на высокий и низкий потому, что основатель этого мистического учения Гермес Триждывеличайший создал его на основе принципов единства и подобия Вселенной и человека, верха и низа. Я не считаю магические заклинания низким герметизмом, в том числе, потому, что заклинания, приведенные в египетской "Книге мертвых", считались священными, служили основой культовых погребальных обрядов и неукоснительно выполнялись. Магия, как и культ богов, была частью жизни, атрибутом культуры в духовно-философской традиции Египта.

Теперь попробуем представить, что такое герметизм как предмет для изучения. И начнем с основателя. Египтяне называли его мудрецом Тотом, Джехути, божественным Глаголом, Логосом, "владыкой словес бога", "хозяином магических формул", "главой дома книг", который при помощи слова сотворил и обустроил Вселенную. Бог Тот в представлениях египтян являлся богом четырех сторон света, ветров, магии, времени, письменности, грамоты, меры, числа, основателем культа египетских богов, богом законодательства, престолонаследия, договоров, торговли, покровителем науки, "руководителем неба, земли и преисподней".

Без магии Тота, автора "Книги мертвых", в подземном мире мрака и смерти не могли обойтись даже боги. При встречах со злобными демонами преисподней они руководствовались приведенными в книге правилами. Обращение к Тоту как к "водителю богов в преисподней" указывает на его магическую помощь при прохождении мытарств Дуата. "Книга мертвых" - это наставление, инструкция душе умершего. В ней даны объяснения как себя вести в незнакомом потустороннем мире, где какие магические заклинания и имена богов произносить, чтобы не свалиться в страшные адские миры, не обречь себя на нескончаемо долгое страдание.

К позднему периоду египетской цивилизации, когда иноземные войска Камбиза и Птолемея принесли гибель, разорение и порабощение египтянам, Тот становится всеобъемлющим божеством с множеством разнообразных функций, получает "наименование "сугубо великого", потом "весьма великого сугубо", наконец, "тривеликого", и "триждывеличайшего", перешедшее в греческое время и получившее великую будущность".

Величайшие мудрецы, основатели философских школ и духовно-мистических учений Греции: Орфей, Пифагор, Платон, Апулей, Плутарх учились у египетских жрецов, получая в тишине величественных храмов основы таинств и мудрости, которые потом несли в мир, людям, жаждущим этих знаний. В храмах проходили испытания, пройдя их, получали посвящения в мистерии Исиды и Осириса.

Со временем Тот превратился в Гермеса Триждывеличайшего - бога мистерий, магии и колдовства, автора "Изумрудной скрижали", который сказал, что бог - это бессмертный человек, а человек - это смертный бог.

На заре египетской цивилизации возникло представление о том, что у земного, материального человека есть его духовной двойник "ка". Бессмертная сущность, дух в смертном человеке, невидимо присутствует в его природе до той поры, пока тот не будет в состоянии его обнаружить. Но как тернист и долог путь к индивидуальному, бессмертному Духу для каждого, кто избрал для себя его поиск в качестве путеводной звезды. Мудрый Сократ нашел в себе божественный Дух и назвал "даймоном". За это власти Афин приговорили его к смерти, обвинив в "не почитании старых богов". Апостол Павел считал, что все мы являемся "храмами бога живого".


Мистерии, откровения, пророчества

"Ми   терия искала за временной сущностью человека некое духовное единство"

Сокровенное, величайшее таинство Мистерий тщательно скрывалось жрецами от непосвященных, разглашение тайны каралось смертью, ученики-мисты тщательно отбирались из образованных людей, знавших мифологию. Затем они проходили обряды очищения, труднейшие испытания, переживали ритуальную смерть. Но лишь немногие из них достигали заветной цели: посвящения в таинства.

Гермес являлся руководителем мистериальных церемоний, именно он давал наставления мистам.

В египетских мистериях и ритуалах задолго до эры Христа разыгрывались сюжеты, знакомые нам по религиозным мифам разных народов, в том числе, и христианским. Это непорочное зачатие, рождение божественного ребенка, преследование силами зла чудесного младенца и его матери, вынужденных скрываться в дельте Нила, воскресение, бессмертие, вечная жизнь. Жрецы и посвященные египетских храмов знали историю божественной драмы сотворения мира, природу Света и Тьмы. А также то, что не бывает одного без другого.

Откуда бы люди узнали природу добра, не будь на свете зла? "Свет был бы непонятен без тьмы, проявляющей его путем контраста, добро не было бы добром без зла, выявляющего бесценную природу блага; итак личная добродетель не может претендовать на заслугу, если она не прошла горнило соблазнов". Таков наш мир: жизнь и смерть, добро и зло, ночь и день, рассвет и закат, расцвет и упадок.

Жрецы знали также о двойственной природе великих богов, в которых высочайшее небо сочеталось с адскими глубинами. Самый светлый, добрый бог имел темного, злобного брата-близнеца, который олицетворял его собственную Тень*. Осирис и Сет, или Гор и Сет, как, впрочем, Ра и Апоп всего лишь противоположные полюсы единого принципа жизни, как север и юг разные стороны света. Хотя север египтяне связывали с Осирисом, а юг с Сетом, они не считали ни север добром, ни юг злом, для них Сет был таким же великим богом, как и Осирис. Однако боги, а позже и мифические герои из смертных, всегда боролись со своим темным братом-близнецом, со своей Тенью, образами которой являются, кроме того, бушующее море, морская пена, горечь и слезы, увядание, смерть, зной и пустыня. Душа человека, как и божество, составлена из противоположностей. Главные среди них - свет и тьма. Как иначе? Ведь человек подобен Вселенной. Боги на своем примере учили людей борьбе со злом, являющимся частью природы божественной и человеческой. Но выбор человек должен делать сам. Если он искал легкого пути, то сдавался без боя своей собственной тьме и становился ее частью. Если же он выбирал трудный путь борьбы с тьмой, побеждал ее, то становился героем, даже богом. Только прежде человек должен был разглядеть дьявола со злобным лицом в себе самом, а не в ближнем.

Как Бог откровений и пророчеств Гермес знал будущее, в частности, будущее Египта, - удивительной черной земли разливов Нила, древней цивилизации богов, сокровенных знаний и таинств мистерий, родины алхимии:

"Однако, поскольку мудрые должны все предвидеть, нужно, чтобы вы знали одну вещь: придет время, когда будет казаться, что египтяне напрасно с такой набожностью в сердце создали культ богов и что все их святые воззвания были тщетными и неисполненными, Божество покинет землю и возвратится в небо, превратив Египет, свое исконное жилище, во вдову религии, лишенную присутствия богов. Чужестранцы наводнят эту страну, эту землю и будут не только пренебрегать божественными вещами, но, что еще более прискорбно, религия, набожность, культ богов будут запрещены и караемы законами.

Тогда земля сия, освещенная столькими святилищами и храмами, будет покрыта могилами и мертвецами. О Египет, Египет! От твоих культов останутся только неясные рассказы, в которые потомки уже не будут верить, и набожные слова, высеченные в камне, скифы или индусы, или еще какие-то варвары населят Египет. Божество возвратиться в небо, покинутое человечество вымрет все полностью, Египет будет пустыней - вдовой людей и богов. Я обращаюсь к тебе, о пресветлая река, и я открываю тебе будущее. Потоки крови, оскверняя твои священные волны, выльются из твоих берегов, число мертвых превысит число живых, если останется несколько жителей, египтян только по языку, они будут чужими по обычаю. Будут вещи еще более печальные. Сам Египет впадет в вероотступничество - в худшее из зол. Он, некогда святой край, любимый богами за преданность их культу, он будет предателем святых, школой безбожия, примером всяческого насилия. Тогда человек, исполнившись отвращения к вещам, не будет более иметь по отношению к миру ни восхищения, ни любви. Он отвернется от сего совершенного творения, наилучшего, которое могло бы быть как в настоящем, так и в минувшем или грядущем. В тоске и утомлении души будет только пренебрежение к этой огромной Вселенной, сему нерушимому созданию Бога, сему славному и совершенному строению, огромной совокупности форм и образов, где воля Бога щедрого на чудеса, собрала все неповторимое зрелище в соразмерное сплетение, достойное вечного почитания, похвал и любви. Но тьму предпочтут свету, смерть будет считаться лучше, чем жизнь. Никто не обратит свой взор к небу. Человека религиозного будут считать сумасшедшим, безбожного - мудрым, бешеного - храбрым, наихудшего - наилучшим. Душа рождена смертной, так может ли она надеяться завоевать бессмертие? Над всем, что я вам здесь изложил, будут смеяться, в этом будут видеть только тщетность. Будет даже, поверьте мне, опасность смерти для тех, кто останется, верен, религии разума. Будут установлены новые законы, но не слово, не святая религиозная вера, достойная неба и небесных вещей. Прискорбный разрыв богов и людей. Останутся только злые ангелы, они смешаются с жалким человечеством, станут прикладывать к нему свои руки, толкать его на всяческие безрассудства, войны, грабежи, обман и все, что противоположно природе души. Земля потеряет равновесие, море перестанет быть судоходным, нарушится упорядоченное движение звезд в небе. Весь божественный глас будет обречен на молчание, плоды земли будут испорчены и земля перестанет быть плодородной, даже воздух погрузится в мрачное оцепенение. Такой будет старость мира - неверие и хаос, полный упадок правил и благ".

Картина дня

наверх